Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Мама, почитай!

«…Я самая обычная мама. Я не люблю тратить деньги на сто двадцать пятую машинку, не потакаю всем капризам сына и не поддаюсь на слезные провокации. Я бываю раздраженной, сердитой, неразговорчивой. Я могу сказать: «Поиграй сам, я устала» - и просто лечь на диван, оставив ребенка наедине с недостроенной башней. И только в одной просьбе я никогда, ни за что, ни по какой причине не отказываю своему ребенку. Эта просьба для меня – закон: «Мама, почитай!»

Лучшим подарком в самой читающей стране мира, Советском Союзе, считалась книга. В эпоху Интернета и Спайдермена лучшим подарком считается…. правильно, компьютерная игра про Спайдермена. Родители, все как один, вздыхают: дети совершенно не хотят читать! При этом забывая одну маааленькую деталь: ребенок полюбит чтение лишь в том случае, если в его семье это делают с удовольствием. А чтобы чтение стало действительно удовольствием, нужно знать: что читать, как, и в каком возрасте.
Как Ниф-Ниф и Наф-Наф порядковые номера получили.
Прежде чем приступить к классификации детской литературы, хотим сразу определиться: говорить будем только о настоящих, неподдельных книгах. О подлинниках.  Вы скажете – а разве книжки бывают поддельными? Еще как бывают. И особенно печально то, что «поддельные» книжки – отличительная примета именно нашего времени, поскольку развелось их сейчас просто неимоверное количество.
Отличительные черты подделки – максимум иллюстраций, минимум текста, убогий пересказ известных сказок, повестей, мультфильмов. Дивные сказки классиков мировой литературы сегодняшним детям впихивают виде обрубленных SMS, причем написанных языком в стиле «сами мы не местные, русский плохо понимай…».
Существует американское издание «Преступления и наказания», пересказанного в виде… комиксов! На пятнадцати листах развернулась рисованная драма Достоевского, где Сонечка Мармеладова изображалась наглой проституткой в ботфортах и мини, а Раскольников почему-то носил тельняшку и  говорил «Wow!!!» Эта книженция стала для многих культурным шоком….                                                                               Современная сказка «Три поросенка» - это  тоненькая книжка из серии «Мама, купи, мне это очень надо!!!» Сразу несколько печальных открытий ждут читателей: во-первых, поросят никак не зовут. То есть, вообще. Им присвоены практически тюремные обозначения «первый поросенок», «второй поросенок», «третий поросенок». Видимо, соавторам этой чудной книги показалось, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф – это некие шифрованные ругательства. Во-вторых, поросята не поют. Ничего, никаких своих знаменитых песен: на эти тонкости нет драгоценного бумажного места. Нет диалогов, нет характеров, нет прилагательных, нет сказки. Есть развернутое SMS: «К нам тут волк забегал, обломался. Три поросенка». Грамотный родитель захлопнет эту книжку и расскажет сыну сказку сам. С Ниф-Нифом, песнями, диалогами и характерами…
И ведь это еще не предел. Сказку про Бемби пересказывают на шести  страницах. Повесть про Хоббита – на восьми. Дюймовочке выделено семь страничек с исполинскими картинками. Гуси-лебеди поместились на четырех…  А что, если скоро нам начнут пересказывать и сказки Пушкина, и стихи Барто своими словами?!  Просто, немудрено, безо всяких там «чего тебе надобно, старче?» Современней надо быть, Александр Сергеевич…
Если вы, несмотря на революционные движения в мире детской литературы, все же хотите читать детям нормальные книжки в авторском исполнении, обращайте внимание на следующее:
· Не покупайте книги, где есть указание: «в пересказе».
· Не увлекайтесь тоненькими дешевыми книжечками: там пишут так, что вы сами ребенку расскажите гораздо лучше.
· Книжки с Диснеевскими персонажами в две трети страницы – это стопроцентный низкопробный пересказ мультиков.
· Оценивая книгу, смотрите не только на красивые картинки, но и на грамотный текст. Слушая полноценную сказку, ребенок должен развивать воображение, сам дорисовывая в сознании ее героев.
И еще раз повторюсь: дальше мы говорим только о подлинных авторских книгах безо всякого пересказа!
Книги от нуля до трех лет
Что читаем: народные песенки, потешки, короткие сказки типа «Репки», «Курочки рябы», Агния Барто «Игрушки»,  Джанни Родари «Веселый поезд», Борис Заходер, Корней Чуковский «Чудо-дерево», «Айболит», Самуил Маршак «Веселое путешествие от А до Я», «Кошкин дом»,  Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Грибок-теремок», «Кораблик», «Капризная кошка»; стихи Якова Акима.
В каком возрасте можно начинать знакомство с книгой? Если вы хотите, чтобы она стала для малыша другом на всю жизнь, ответ однозначный - чем раньше, тем лучше. В самом нежном возрасте кроха еще не понимает значения слов, но ритм и напевность вашего чтения завораживает его: очень скоро он начнет понимать, что вы не просто разговариваете с ним, а рассказываете какую-то историю. А история возникает из того непонятного прямоугольного предмета, который лежит у вас на коленях…
Примерно до двух лет ребенок воспринимает книгу как игрушку. Вот почему желательно, чтобы его первые книжки были яркими, красочными, хорошо иллюстрированными.
В этом возрасте избегайте черно-белых иллюстраций, неинтересных рисунков: сейчас важно заинтересовать малыша процессом общения с книгой. Не пытайтесь заставить детеныша слушать ваше чтение дольше, чем он того хочет: ведь это не наказание, а удовольствие. В этом возрасте дети обычно «высиживают» максимум десять минут.
Для малышей лучше покупать книги,  напечатанные на плотном картоне: они не только не мнутся и не рвутся, но и выдержат "влажную уборку", если чадо  ненароком обольет страницу соком или вздумает при помощи фломастера "доработать" иллюстрации.
Шрифт  должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так, незаметно, и выучиваются читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.

Составитель  Калмыкова С. А. (интернет -ресурс)