Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Материнская и отцовская любовь

В моей практике, клиенты часто спрашивают, почему отец (или мать) ведут себя с детьми по-другому. Не так, как их вторые половинки. Таким различиям в поведении, отношении и воспитании есть множество причин. НО, самая главная из них – это различия в материнской и отцовской любви.

 

Любовь матери

Любовь отца

  • большая обусловленность биологическими причинами;
  • более тесный физиологический контакт (начиная с момента зачатия ребенка); как следствие – большая безусловность любви.
  • меньшая обусловленность биологическими причинами, большая обусловленность социальными причинами;
  • менее тесный физиологический контакт; как следствие – большая условность любви.

В основе лежит «материнский инстинкт», который характеризуется:

  • менее сильной сексуальной детерминированностью;
  • направленностью на сохранение и рождение потомства;
  • более сильным проявлением, вследствие того, что материнская любовь заложена в биологических условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления;

В основе лежит «инстинкт отцовства», который характеризуется:

  • более сильной сексуальной детерминированностью;
  • направленностью на защиту матери и детей;
  • менее сильным проявлением, вследствие отсутствия у отца опыта вынашивания, родов и кормления грудью.
  • большая эмоциональная чувствительность и отзывчивость, как следствие – легкость налаживания эмоциональных взаимоотношений с ребенком;
  • более развитая способность к эмпатии и самораскрытию, как следствие – лучшая ориентировка в переживаниях ребенка, более четкая и адекватная реакция на его потребности;
  • более явное и эмоциональное выражение любви в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.);
  • когнитивные репрезентации содержат следующие характеристики: заботливость, нежность, мягкость и др.
  • меньшая чувствительность в эмоциональном плане;
  • менее развитая способность к эмпатии и самораскрытию;
  • большая сдержанность в проявлении родительской любви;
  • более строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности:
  • когнитивные репрезентации, содержат следующие характеристики: сила, самообладание и др.
  • полоролевой стереотип матери представлен следующими характеристиками: мягкость, нежность, экспрессивность проявления чувств и др.;
  • большая экспрессивность поведения;
  • выполнение репродуктивной функции;
  • более раннее возникновение института материнства, по сравнению с институтом отцовства.

 

 

  • полоролевой стереотип отца представлен следующими характеристиками: самообладание, динамичность, самоконтроль, сдержанность чувств, склонность к доминированию и др.;
  • меньшая экспрессивность поведения, большая «инструментальность поведения»;
  • выполнение социально-производственных функций;
  • более позднее возникновение института отцовства.

Любовь матери – первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Материнская любовь приобретает наиболее важное значение на начальном этапе жизни ребенка, этот период является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности, отношения к миру и к самому себе.

Природа предопределяет безусловный характер материнской любви. Связь матери и ребенка – это своеобразное неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает ее альтруистично и бескорыстно. Материнская любовь отражается в дальнейшем в эмоциональном богатстве ребенка, уравновешенности, способности к привязанностям.

Мать посредством любви способствует возникновению у ребенка чувства доверия к миру, что необходимо для его нормального психического развития и является основой для формирования отношения к окружающим людям.

Вторая составляющая родительской любви – это любовь отца. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от пола и возраста.

Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует поведенческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Любовь отца, как правило, необходимо воспитывать.

Любовь отца обусловлена преимущественно социальными причинами (культуральные особенности, социальные нормы, существующие в данном обществе и другие). Любовь отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна – в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность.

У отцов меньше искренних чувств к ребенку, больше умозрительно сконструированных «систем» и «приемов». У мужчин ведущей является потребность научения и передачи опыта, поэтому отцовскую любовь характеризует такое качество как авторитетность: проявляя свою любовь, отец «откровенного сюсюканья», чтобы сохранить дистанцию между собой и ребенком старается избегать.

Любовь матери и отца в различной степени детерминирована природными (органические побуждения родителя, телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие между родителем и ребенком) и социальными (социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) причинами. При этом и материнская, и отцовская любовь в равной степени детерминирована причинами психологического характера.

Различия в материнской и отцовской любви обусловлены более поздним возникновением «института отцовства». Исторически сложилось так, что на ранних этапах развития человека духовно-воспитательное влияние мужчин в определенном смысле было вторичным. Оно проистекало из первоначального влияния матерей. Отец прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться.

Автор-составитель Погорелова А.В.

Список используемой литературы:

  1. Могилевская Е. В  Перинатальная психология. Психология материнства и родительств [Текст] / Е. В. Могилевская, О. С. Васильева. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. – 312 с.
  2. Родители и дети. Психология взаимоотношений. под ред Е. А. Савиной,  Е. О. Смирновой – Москва : «Когнито-Центр», 2003. – 231с.