Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Адаптация ребёнка в замещающей семье.

Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно  в течение года, и условно её можно поделить на три стадии.
Первая стадия характеризуется как
«Идеализированные ожидания», или «Медовый месяц»  
Замещающим  родителям хочется отдать всю накопившуюся любовь, потребность в ней.  Ребёнок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в этой семье. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Так называемая, «опережающая привязанность друг к другу».  Многие дети сразу же начинают называть взрослых «папой»  и «мамой». Но это всего лишь означает, что они только хотят полюбить новых родителей. Ребенок испытывает  и радость, и тревогу одновременно.
Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ « сбывшейся мечты». Тогда и наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой еще не сформировалась, привыкание к смене требований и правил  проходит трудно для него и вызывает протест. В результате - возникают 
«установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.
Достаточно часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Это желание может быть продиктовано смесью разных чувств:

  1. боязнь полной зависимости от малознакомых людей;
  2. стремление сохранить контроль над ситуацией и потребность в безопасности (« я сам решаю, где мне быть»);
  3. проверка отношений («действительно ли  я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»);
  4. ребенок может просто соскучиться по людям, которые раньше заботились о нем.

Советы родителям на этом этапе:

  1. Старайтесь быть с ребенком как можно чаще вместе, говорить с ним о том, что ему интересно. Слушайте его.
  2. Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребенок.
  3. Выясните предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких - либо продуктов, со временем он привыкнет.
  4. Не стоит вываливать на него горы игрушек - они могут не вызвать ожидаемую бурю восторга, а могут просто и напугать.
  5. Не спешите выдать ребенку все удовольствия в максимальных количествах и сразу, не перегружайте впечатлениями. Необходимо, чтобы он чувствовал себя дома защищённым.  А главное здесь - стабильность и отсутствие избыточной новизны.
  6. Привлекайте ребенка к выполнению мелких поручений, поощряйте его инициативность и самостоятельность.
  7. Объясните ребенку приемлемым образом необходимость перемещения («правда не должна уничтожать»).
  8. Сообщайте ему о том, что будет происходить в ближайшее время и какие планы на будущее.
  9. Выделите конкретное место только для ребенка, определите конкретное заботящееся лицо в настоящий момент.
  10.  Сохраните имя и фамилию ребенка, его любимые вещи и допустимые привычки.

Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть. Со временем  «установочные конфликты» становятся   реже, и возникают только по значительным поводам.
Так наступает вторая стадия - 
« Вживание», или «Собственно адаптация»
В следующие 2-3 месяца начинают проявляться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек  приемных родителей и ребенка. Первые впечатления  схлынули, эйфория прошла. Пока это было в новинку, ребенок почти беспрекословно подчиняться, но вот новизна исчезла, и он пробует себя  вести, как и прежде. Теперь ребенок вдруг понимает, что в каждой семье действуют другие, свои правила. И начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи к взаимным потребностям, особенностям друг друга.
Эта стадия характеризуется появлением сильных,  иногда взаимоисключающих эмоций. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю прежней семьи.  Ребенок живет, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, словно плывет по течению. Но такое состояние тянется не долго. Далее может последовать « взрыв» переживаний. У некоторых детей  могут наблюдаться необъяснимые капризы и слезы «без повода», приступы злобы, усталости и тревоги, они становятся слишком требовательными, может появиться,  рассеянность, расстройство деятельности, ночные кошмары, энурез. Либо же «найдут выход» соматические проявления вытесняемых переживаний: расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т. п.
Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины.
- Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приёмной семье. Иногда они провоцируют взрослых на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность - привязанность и отвержение, поскольку это именно то, что они пережили  в своём опыте.
-Они колеблются между страхом быть обманутым снова и надеждой,  что этого не случится больше; пытаются контролировать возникающие у них тёплые чувств, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.
- Это может быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи -  ребёнок может тосковать и злиться.
- Дети проверяют, до каких пределов они могут дойти в  своём плохом поведении.
В такие моменты некоторыми родителями овладевает отчаяние: "Неужели всегда так будет?!" Исчезает радость общения, естественность отношений. Вместо естественного принятия ребёнка преуменьшаются его достоинства. Родители начинают искать  в ребёнке пороки развития, вызванные "ущербной" наследственностью, не учитывая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребёнка. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства  не нанесли вреда.  
Поэтому вам потребуется много терпения и  известная степень самоотречения и доверия.
1. Не ждите быстрых "результатов".
2. Не стоит "стирать прошлое ребёнка из его памяти". Чем старательнее вы будете это делать, тем упорнее он будет "цепляться" за самые мельчайшие крупицы своих воспоминаний.  Каждый ребёнок в соответствии с обстоятельствами  и возрастом должен представлять, каково его происхождение, где прежде жил, кто его биологические родители и другие родственники.
3. Делайте акцент на его успехи, положительные события, отрицательные - также обозначайте, но сдержанно.
4. Работайте с возникающими эмоциональными проблемами. Признавайте страх, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенность по поводу будущего.
5. Необходимо исключить сравнение блестящих успехов одного ребёнка с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребёнка.
В это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребёнка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными. Ребёнок, в свою очередь, начинает дорожить семьёй,  уже не думает всерьёз об уходе и больше доверяет взрослым. Главное достижение этого этапа, длящегося чуть более полугода, - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений. На этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Об успешном преодолении второго этапа адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка:изменяется выражение и  цвет лица, оно становится  более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребёнок становится оживлённым,  более отзывчивым,  "расцветает".
 Третья стадия –
"Привыкание", или "Медленное восстановление".
Вы можете заметить, что ребёнок как- то  неожиданно повзрослел. Исчезло напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми.  Ребёнок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя так же естественно,  как ведёт себя родной ребёнок  в кровной семье.  Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно  ситуациям. Приспособившись к новым условиям, дети начинают  интересоваться своим прошлым. Дошкольники и младшие школьники могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго их искали?  Вспоминать:  "А мы с мамой тоже в цирк  ходили"! А у нас тоже машина была" и т.п. Желаемое  и действительное  смешиваются в этих рассказах,  суть которых сводится    к следующему: ребёнок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Проявите терпение, а время, внимание и любовь помогут Вам!

Автор - составитель педагог – психолог Калмыкова С.А. (по материалам интернет сети).