Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 


Notice: Undefined index: view in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/router.php on line 48

Notice: Undefined index: view in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/router.php on line 48

Notice: Undefined index: option in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/views/article/view.html.php on line 174

ПРОФИЛАКТИКА ПАВ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ЕГЭ КАК ФАКТОР НЕВРОТИЗАЦИИ УЧЕНИКОВ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ЕГЭ КАК ФАКТОР НЕВРОТИЗАЦИИ УЧЕНИКОВ
(или итоговая аттестация в контексте возрастного развития)
Эпиграф
«Ты ничего не знаешь, не готовишься, никуда
не поступишь, будешь дворником работать».
(учитель русского языка и литературы)  

Эмоциональное напряжение, которое создается педагогами и администрацией школы по поводу сдачи аттестационных выпускных экзаменов учениками 11 классов – не только не мотивирует учеников к усердным занятиям, а наоборот, вызывает дополнительный стресс у ребенка и его родителей. К чему ведут так называемые «благие намерения» взрослых? Слушая ежедневно из разных уст, слова подобные тем, что приведены в эпиграфе нашего выступления,
с ребенком происходит следующее (с психологической точки зрения):  у него снижается самооценка, повышается тревожность, усиливаются неадекватные защитные механизмы по типу отрицания, в целом снижается жизнестойкость. Отрок «загоняется в угол» необходимостью сдавать аттестацию и отсутствием профессиональной поддержки со стороны учителя, эмоциональной поддержки родителей и критиканской самооценкой свой возможностей и притязаний. Как известно в психологии, это те факторы, которые отрицательно действуют на результат деятельности, на ее успешность.


Учителей рационально понять можно: для них, как и для администрации образовательного учреждения, отметки учеников на аттестационном экзамене – показатель качества их работы. Но при этом ученик не рассматривается как субъект, т.е. как человек определенного возраста, который решает для себя задачу возрастного развития, как член семьи, в которой он занимает определенное место и выполняет определенные обязанности, как личность со своими интересами и потребностями.
А что по возрасту свойственно человеку 17 лет? Согласно психологии возрастного развития он находится в кризисе возрастного развития. Этот кризис  называется «кризис встречи с взрослостью». Основное  содержание кризиса – поиск себя и своего места в жизни через примеривание на себя роли взрослого («игра в себя»). Проявления кризиса: чувство пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, даже получать информацию, учиться. Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку все вроде хорошо, но все начинает казаться не интересным. Часто возникают депрессивные реакции (ничего не хочу), специфические страхи, тревоги («Боюсь потерять себя; боюсь стать посредственностью»), чувство уникальности собственного опыта («Наверное, это только я так чувствую»). Появляется чувство одиночества («Нужен ли я кому-нибудь?»), кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях. К этому присоединяется неуверенность в выборе профессии.
Вообще тема выбора и личной ответственности за него является главной темой кризиса 17 лет. Больше всего юношу беспокоит ближайшее будущее (а взрослых – далекое будущее ребенка), выбор конкретного пути приложения собственных сил. Иногда вследствие этого появляется желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взвалить их на плечи другого человека.  Взрослый часто попадается на эту «психологическую ловушку», особенно учитель, который «тянет на себя одеяло» ответственности за результаты итоговой аттестации ученика. Учитель не понимает, что происходит с ребенком, просто обвиняя его в лени, в отсутствии цели, безответственности.
Разрешение кризиса в позитивном варианте завершается принятием ответственности за свою жизнь и самого себя. Субъективно это переживается отроком как появление удовлетворенности самим собой, своей жизнью, повышение интереса к ней, уход от страхов. Происходит принятие своей индивидуальности, осознание своего пути, а также своих стремлений и надежд. Приходит понимание, что юность – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других.
В этом контексте, т.е. в контексте развития ребенка, аттестация в форме ЕГЭ может быть осмыслена,  как  правило жизни, которое необходимо выполнить, чтобы прийти к своей мечте. Задача любого образования – создавать условия для развития личности ребенка имеющейся у этой ступени образования средствами. Что делать мудрому взрослому, который хочет выполнять профессионально свои задачи?
Чтобы мотивировать ребенка, а не невротизировать его, учителю необходимо осознать, что бежать «впереди паровоза» -  это оставит ребенка на «платформе». Ученик хочет реальной помощи от учителя, совета от родителя (как преодолевать препятствия для реализации мечты: ему нужны инструментальные примеры из реальной жизни конкретных взрослых, персонажей совместно прочитанных текстов или просмотренных фильмов). В чем суть профессиональной помощи педагога:
- проговаривать детям, что ЕГЭ – это средство достижения мечты, педагог хочет помочь ребенку овладеть этим средством. Психологически мы осмысляем важный эпизод жизни в широком жизненном контексте для ребенка, иначе расставляем акценты, чем в приведенном для примера эпиграфе. Отсюда:
- компенсировать слабые места по каждому  аттестационному предмету у конкретного ребенка: у кого-то ошибки в расчетах при правильном алгоритме решения (в одну группу на консультирования); у кого-то не понят принцип решения определенного класса задач (типичные ошибки на ту или иную теорему или правило) – другая группа и т.п.: такой принцип построения консультаций принесет реальную помощь выпускнику;
- снять барьер боязни ошибиться, спросить учителя о том, что не понимаешь, без страха быть высмеянным или «откоментированным» в унижающем ребенка «ключе»: «Господи, ты даже этого не знаешь?»
- уметь распознавать внешние признаки проявления тревоги в поведении ребенка.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности. Она является выражением неудовлетворения значимых потребностей (А.М. Прихожан).
Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями Я-концепции, отношением к себе.
Уровень тревоги имеет возрастные пики, один из которых приходится на период выхода ребенка из школы. При этом он у девочек значимо выше, чем у мальчиков.
Симптомами тревожности по шкале А. Кастанеды (цит. по А.М. Прихожан) являеются:
- раздражительность,
- нетерпеливость,
- чувство внутренней скованности,
-  склонность испытывать сильный страх и беспокойство по незначительным поводам.

 Объективно наблюдаемые в 16-17 лет поведенческие проявления тревоги:
- постоянно что-то крутит в руках;
- потирает руки, крутит пальцы;
- грызет карандаш, ручку;
- повышенная суетливость;
- теряется, когда обращаются;
- сбивчивая, неровная речь;
- постоянно исправляет работу без улучшения качества.

Физиологические признаки проявления тревоги:
- легко краснеет – бледнеет;
- сильная потливость в значимых ситуациях;
- вздрагивает при неожиданных звуках;
- сильный тремор.

Субъективно переживаемые чувства (по самоописаниям):
- сумбур в голове;
- чувство неполноценности;
- желание убежать;
- чувство стыда и вины;
- боль в животе, позывы к мочеиспусканию, затрудненность дыхания;
- пустота, холод внутри.

Содержание страхов:

Девушки 15-17 лет:                                                                Юноши 15-17 лет
Страхи Я:  несостоятельность, внешность               то же + сексуальные проблемы;
Социальные страхи: будущее                                   будущее (армия);
Витальные: физическое насилие со стороны           то же
незнакомых людей, ограбление
Магические страхи: потусторонних сил,
судьбы, сглаза                                                               отсутствуют.

Типы реальных ситуаций, в которых проявляют высокую ситуативную тревожность

- Непринятие со стороны сверстников;
- Оценочные ситуации, особенно публичные (ответ у доски, контрольные, экзамены).

По частоте встречаемости (первые рейтинговые места)

- Возможность огорчить родителей (у мальчиков в 2 раза реже, чем у девочек);
- Нападения, моральное унижение.
- Боязнь физического насилия.

  Задача взрослого знать о возрастных факторах повышения тревожности у детей и способствовать ее снятию, чтобы повысить результативность итоговой аттестации, не способствовать невротизации ребенка, и в целом, развивать  жизнестойкость ребенка.

Литература:
1. Прихожан А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. — М.; Воронеж, 2000. — 304 с.
2.Склярова Т.В., Носкова Н.В.Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб. пособие для студентов пед. Специальностей. -  М.: Изд - во ПСТГУ, 2009. - 336 с. 
3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательство Юрайт,  2013. – с. 423.

 

Автор  к.психол.н., методист ГППЦ «Потенциал»   -  Н.В. Носкова