Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Профилактика плоскостопия у детей

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость.

Это одна из самых распространённых деформаций нижних конечностей. Оно изредка бывает врождённым, но чаще –  приобретённым. У детей патология развивается обычно вследствие рахита, а у взрослых это результат длительного стояния.

Причины плоскостопия

При рахите в организме ребёнка не хватает витамина D и нарушается обмен кальция. Нехватка кальция в костях приводит к тому, что они становятся мягкими. Изначально стопа имеет форму свода, но при рахите сопротивляемость костей вертикальной нагрузке снижается. Так, они не выдерживают массы тела ребёнка и постепенно деформируются. К 16-17 годам кости окончательно затвердевают, стопа остаётся плоской.
Частая форма патологии – статическое плоскостопие. Это следствие снижения тонуса мышц стопы в результате длительного стояния. Происходит растяжение связок, потому что на них приходится большая нагрузка. Ладьевидная и пяточная кости смещаются, а капсула голеностопного сустава сморщивается и растягивается.
Более редкие формы приобретённого плоскостопия:

  • паралитическое – последствие перенесённого полиомиелита;
  • травматическое – результат перенесённой травмы (перелом костей предплюсны).

 Профилактика плоскостопия

Чтобы плоскостопие не сформировалось в детстве, его профилактикой должны заниматься родители. Она состоит в том, чтобы:

  • не допускать развития дефицита витаминов (ребёнок должен часто бывать на солнце, не будут лишними добавки или препараты с витаминами);
  • стараться избегать травм, а в случае их возникновения обращаться к врачу, чтобы не допустить неправильного сращения костей после переломов;
  • не стоять долго на одном месте, а если такая необходимость возникает, то регулярно делать разминку;
  • стараться избегать ношения обуви со слишком твёрдой подошвой;
  • чаще ходить босиком.

Первым этапом оценки состояния стопы на комплексе «ДиаСлед-Скан» является плантография и анализ рентгенограмм стопы на модуле «Скан». Обследование заключается в сканировании стоп снизу, сзади и сбоку, занимает всего несколько минут и не требует особых усилий.
Этот вид обследования позволит объективно оценить деформацию стопы для определения вида лечения и ортопедического обеспечения нижней конечности, а в дальнейшем оценить эффективность этого лечения и отдаленные результаты ортопедического обеспечения.
Повторная плантография, с расчетом плантографических и подографических индексов стопы, особенно необходима при обследовании детей, что позволяет объективно оценить динамику состояния стопы в период роста ребенка и вовремя выявить начало развития деформации.
Диагноз плоскостопия подтверждается с помощью исследования на приборе «ДиаСлед – Скан» позволяет выявить нарушения опорно-двигательной функции, которые могут быть первыми признаками патологии – еще до развития деформации. Применение его при выборе конструкции ортопедического изделия позволяет значительно повысить качество ортопедического обеспечения, достичь особенной комфортности ортопедических стелек и обуви, предотвратить развитие вторичных деформаций.
В домашних условиях можно самостоятельно провести похожую процедуру плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской, а сверху ткани полиэтилен. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно. В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место.

Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Правила гигиены стопы:

  • уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);
  • ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);
  • правильный подбор носков и обуви.

Носки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить носки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.
Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.
Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.
Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.
Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, липучками, пуговицами, "молнией"); задник – достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)– эластичным.
Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.
По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.
Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.
Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

Упражнения для коррекции стопы

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
  2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
  4. Ходьба по палке.
  5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
  6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
  7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
  8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
  9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
  10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. И. п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).
  2. И. п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1– активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2– вернуться в и. п.
  3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз).
  4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз).
  5. И. п.: сидя на стуле (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).
  6. И. п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
  7. И. п.: сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же другой ногой. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)
  8. И. п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).
  9. И. п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).
  10. И. п. стоя. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

Автор-составитель Деева И.В.

Список литературы:

1. Голинская М. С., Носова Н. Г., Конторович А. Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед. помощь. -2003.-№5.– с. 41-45
2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В. -1976.– №6.– с. 38-39
3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В. -1993.-№ 9.– с. 31-33
4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В. -1991.-№7.– с. 19-25
5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В. -1985.-№6.-с. 58-60
6. Сулимцев Т., Шанина Т. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В. -1986.-№6.– с. 13-14