Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Мы все - мамочки много обсуждаем у кого как, когда, что начал уметь делать ребенок .... а как он набирает рост, когда он должен держать голову, переворачиваться, хватать игрушку, ползать, сидеть, ходить, говорить... Мы все делимся информацией про своих деток, но при этом чаще всего мы сами себе задаем вопрос: "А когда же должен?" 
Каждый ребенок индивидуальный - один приобретает тот или иной навык раньше, другой чуть позже... Но все же, чтобы не допустить задержки в психическом и физиологическом развитии, малышу нужно уделять внимание и следить за его развитием. 

Календарь развития от 0 до 3 лет


Календарь развития от 0 до 3 лет

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для становления речи, и, если в этот период не уделять внимания ее формированию, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

  • с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним; 
  • берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой; 
  • стимулируйте речевую активность ребенка, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать; 
  • говорите с малышом медленно и правильно называя предметы, действия, явления : «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует это  звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название; 
  • каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразно ритмически и интонационно оформленную речь; 
  • стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.

Речевое и психическое развитие взаимосвязано. Родитель сам организует игру или включается в уже начатую ребенком с целью научить его новому, сформировать навыки, дать понятия о свойствах предметов, познакомить с окружающим миром.                                                                                        Необходимо постоянно играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика), заниматься конструированием (кубики, любой природный материал), собирать мозаику и элементарные вкладыши, раскладывать мелкие предметы по отдельным емкостям, лепить и рисовать уже на первом году жизни. Не забывайте и про формирование навыков самообслуживания (снять носок, расстегнуть пуговицу, вымыть руки, самостоятельно кушать).
Помощь взрослых базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок проходит в своем речевом развитии.
Первый год жизни – период голосовых реакций(гуление), лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий. Развитие понимания речи, начиная с адекватного реагирования на интонацию и завершаясь пониманием простых просьб К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, которыми считаются мяу, Ки, котя ко-ко, куичка бах, ам и др.
Второй год жизни – начало собственной активной речи: к 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400 слов, формируется фраза из 2-4 слов, дети начинают задавать вопросы. В этот период допустимо неправильное произношение большинства звуков, аграмматизмы.
Третий год жизни – речь становится грамматически правильной, ребенок использует все основные части речи. Количество слов приближается к 1000. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»), пропуски отдельных слогов в сложных словах. Ребенок любит слушать сказки, заучивает первые стихи, песенки. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, образует свои слова, обозначающие действия, явления.
Родителей часто интересует вопрос, когда же первый раз нужно показать ребенка логопеду, ошибочно считая, что в его функциональные обязанности входит лишь исправление нарушенных звуков. Мы рекомендуем сделать это в возрасте 1 года, когда уже можно выявить задержанный темп речевого развития и определить предпосылки дальнейших речевых нарушений.
Логопед изучит развитие таких процессов, как восприятие,  память, мышление, внимание, что является психологической базой для развития речи. Определит, нарушено ли понимание обращенной к ребенку речи, уровень развития его мелкой и общей моторики, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме . Очень хорошо, если с момента рождения мама ведет дневничок развития своего малыша, опираясь на информацию которого, специалист может оценить процесс формирования речевой деятельности, выявить нарушения. Кроме того, мама получит всю необходимую информацию о нормативах речевого и психического развития, а, в случае необходимости, уже в этом возрасте можно приступить к играм-занятиям со специалистом, заниматься дома по индивидуально составленной программе. Эти занятия направлены на развитие мышц артикуляционного аппарата (упражнения для губ, языка, нижней челюсти), развитие речевого дыхания, фонематического слуха, расширения словарного запаса и речевой активности. 
Среди причин, приводящих к нарушениям речевого развития, можно выделить основные:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком
  • Неблагоприятные условия воспитания
  • Психические травмы
  • Инфекции, интоксикации (период беременности, родов, послеродовой период)
  • Нарушения слуха (ребенок неадекватно реагирует на звуки и разговорную речь, избегает общения, не может определить источник звука, речь монотонна, развитие голоса прекращается на этапе вокализов). В данном случае необходимо обратиться к ЛОР-специалисту.
  • Неврологические нарушения, когда необходимо лечение, назначенное специалистом-неврологом.

Таким образом, еще раз подчеркну необходимость своевременного обращения к специалисту, т.к. уже первый визит позволит сформировать необходимый диагностический комплекс, в результате чего будет установлена причина речевого недоразвития, назначено необходимое лечение, на фоне которого будет проходить коррекционная педагогическая работа. Многие дефекты и нарушения речевого развития исправимы, но, помимо медицинской помощи, требуют большой затраты времени, сил, терпения и любви к малышу.

Составитель педагог - психолог Калмыкова С. А.