Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Собираюсь в детский сад
Фотобанк Лори
Вот мы и подросли… Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша.
Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, какой режим, каковы требования и т.п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах и т.д.                         
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации                   зависит от возраста. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризисные: 1 г 3 м, 1 г 6 м, 1 г 9 м, 2 г 3 м, 2 г 6 м, 2 г 9 м, 3 г.                                                                                                                                                    Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от                          9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев- 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.                                                      После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.   
Дети  приходят в детский сад и попадают в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер  общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.
Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям.                                                                                              Это зависит  от индивидуальных особенностей  нервной системы. Иногда может повышаться его температура без видимых причин. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.   Одни дети в первые дни пребывания в детском саду громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.  Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей.
На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформировались необходимые навыки самообслуживания и общения. Готовя ребенка к детскому саду, следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка - действительно фактор риска для его здоровья. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.                                                                                                                          
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем и почему туда ходят дети, например: “В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик, тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе.                                                                                                                                  
Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу                         знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.
Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.
Вначале лучше сходить с малышом на одну прогулку.  Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Продумайте на какое время вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Потом на час- два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.
Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создает положительный настрой у малыша.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую. Посоветуйте педагогу подойти с ним к окну и помахать вам рукой, взять его на руки, предложить игрушку.  Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите.
Не показывайте своего волнения, беспокойства, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе.                                                                                                               Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.                                                                                                                     Не пугайтесь, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.
При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне.                   Похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать,  потому что он помог вам. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно.                                                                           
Формируйте позитивный настрой. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.                                             
Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, делиться ими.  Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Сами познакомьтесь с другими родителями и их детьми.  Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте  его. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим. Чаще обнимайте его и целуйте.
Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи,  за его непослушание. Никогда не пугайте ребенка детским садом!
Избегайте критических замечаний в присутствии ребенка в адрес детского сада и его сотрудников.
Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
Очень скоро негативные проявления в поведении ребенка начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; поощряйте любознательность и стремление к действию, они возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Составитель Педагог – психолог Калмыкова С. А.