Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как приучить ребенка к туалету


Многие вопросы, с которыми обращаются за психологической консультацией родители детей раннего и дошкольного возраста, касаются темы приучения ребенка к туалету. Обычно родители хотят узнать, когда  лучше всего начинать  обучение и что нужно делать, чтобы быстрее научить ребенка успешно и самостоятельно пользоваться туалетом.
Прежде всего, взрослым необходимо понимать и помнить, что вообще сам процесс приучения к опрятности маленького человека может быть довольно длительным, то есть продолжаться до 3-4, а иногда и до 5-6 лет. К тому же в последние годы у многих современных детей этот период заметно увеличивается искусственно и нередко сопровождается серьезными и ярко выраженными осложнениями из-за активного и постоянного ношения подгузников в раннем и  даже младшем дошкольном возрасте
В целом же, на сроки и характер прохождения этого периода могут оказать влияние различные причины и в том числе не только индивидуальные физиологические и психологические особенности развития ребенка, но и общая организация взрослыми режима дня и режима питания в раннем детстве. Так, например, в ряде случаев рацион  питания и его стиль могут иметь определяющее значение.
Если же процесс приучения неоправданно затягивается и, тем более, отягощается  осложнениями то, конечно, родители должны убедиться в том, что ребенок здоров. Для этого обязательно нужно проконсультироваться с детским врачом.
Самое главное, что требуется от родителей для того чтобы научить ребенка со временем самостоятельно пользоваться туалетом – это большое терпение, а также - определенная настойчивость, последовательность действий,  организованность и неторопливость в ожидании стабильного положительного результата. Это значит, что нельзя научить ребенка прислушиваться к своим ощущениям и четко контролировать возникающие желания, не прикладывая к этому ежедневных систематических усилий. Иными словами  приучить к опрятности можно, если взрослые постепенно, регулярно и кропотливо приучают ребенка, то есть спокойно изо дня в день предъявляют соответствующие требования и доброжелательно помогают организовать и выполнить необходимые действия по потребности не только днем, но и ночью. При этом они не сравнивают своего ребенка с другими сверстниками, не раздражаются и не сердятся, не кричат и не ругают ребенка за оплошности, не заставляют в наказание стирать свои «грязные штанишки», а проявляют деликатность и разумно поощряют любые, даже самые скромные достижения в этом непростом деле. В итоге, такого рода действия и реакции взрослых способствуют общему благополучному взрослению ребенка и успешному освоению им с течением времени необходимых навыков самообслуживания.
Еще в этом процессе очень важна твердая уверенность родителей в том, что все обязательно получится, даже если череду неустойчивых «успехов» пока еще нарушают довольно частые «неудачи». Рано или поздно, ребенок обязательно поймет, чего Вы от него хотите, Ваше желание станет его желанием, он почувствует удовлетворение и испытает гордость за достигнутые результаты.
Не меньшее значение имеет и психологическая поддержка ребенка со стороны родителей и других близких взрослых. Пусть сейчас ребенку пока еще требуется помощь, однако, взрослым необходимо постоянно показывать, что они ни в коем случае не сомневаются в том, что ребенок непременно научится все делать хорошо и самостоятельно.
Два последних пожелания - а именно уверенность взрослого в успехе и поддержка ребенка в его стремлении стать взрослым – часто бывают основными условиями успешного обучения и достижения долгожданных устойчивых результатов.
Составитель: психолог Гусева Е.П.
По материалам сайта http://psyparents.ru