Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

СТРАХ СТРАХА

Мы получили в наследство от своих далеких предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им определить свое отношение к окружающему миру и лучше приспосабливаться к нему. Страх, как тень, преследует человека с незапамятных времен и является важным сигналом об опасности. В результате страха включаются защитные силы и реакции организма, благодаря которым человек может чётче увидеть угрозу, понять её, и далее спрогнозировать развитие ситуации: громче позвать на помощь, быстрее убежать… В таком случае ситуация благополучно завершается, оставляя человеку опыт в деле выживания. Но может быть и наоборот: защитные реакции не актуализируются и страх выступает как неэффективное переживание, в результате чего человек становится слабым, беспомощным, и защищается он не столько от внешней угрозы, сколько от самого чувства страха. Откуда появляются подобные страхи?

Наиболее распространенными у детей являются внушенные страхи, источником которых чаще всего  являются взрослые, окружающие ребёнка.    Как часто, не отдавая себе отчёта родители (чаще мамы, бабушки) навешивают страхи на своих деток.     Родители (чаще мамы) заражают ребенка страхом, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности (часто мнимой).

В приёмной детского сада. Мама одевает сына, намереваясь забрать его после обеда, не оставляя на сон. Громко, убедительно, буквально чеканя каждое слово, рассказывает находящимся в приёмном отделении  окружающим (чья-то бабушка и воспитатель) про то, как её трёхлетний сын боится оставаться на тихом часу в детском саду. Далее следуют живописные описания его негативной реакции на предложение поспать в садике… Сынок внимательно смотрит на маму,  на его личике  эмоции  недовольства, страха, они будто говорят окружающим: да, мне плохо и страшно в садике!  Мальчик снова и снова переживает те же эмоции и ощущения, которые описывает с подробностями мама.  В приёмную заходят другие взрослые, и Мишина мама вновь и вновь объясняет, что сынок боится спать на тихом часу…. При этом одевает сына не спеша, будто у неё какая-то сверхзадача – максимально информировать всех окружающих о причине раннего ухода из садика.

И это изо дня в день…

С помощью мамы Миша усвоил прочно: «Да, спать в садике очень страшно!» Таким образом - вновь и вновь, не контролируемо, не осознанно возвращается к ребёнку чувство страха после обеда. А мама торопливо бежит «спасать» сынишку… От кого?  А может это мамина потребность получить кучу восторженной любви от сына? Именно в этот момент, когда работает «спасателем», она её получает.  Мама довольна: «Я такая самая нужная, и вовремя!» Конечно, и маме хорошо, и сыну здорово! Но какой ценой…

Ситуация, произошедшая один раз, восстанавливается мамой и восстанавливается, возвращая сына в тот момент, когда ему было страшно.

А если разобраться – малышам всегда страшно во время адаптации к детскому саду. И помогают им привыкнуть к режимным моментам поддерживающие взрослые. Но мама своими бесконечными «спасаниями», подкреплёнными эмоциональными рассказами укрепила этот «страх страха». А далее? Доверчивый ребёнок будет соответствовать ожиданием мамы уже автоматически. После обеда смотреть с ужасом на кроватку и плакать, а потом задыхаться от счастья на руках у мамочки.

Дорогие мамочки, бабушки, тётушки…. любите, заботьтесь о своих драгоценных детках, но старайтесь понять, почувствовать и себя, и ребёнка. И, конечно… контролируйте поток  собственных слов.

А ещё, уважаемые взрослые,  стоит учитывать, понимать, чего и почему могут бояться дети в разных возрастных периодах. Если Вас беспокоят страхи у детей, и подобная проблема не проходит сама, миновав возрастную норму - стоит обратиться к специалисту психологу.

Возрастной характер страхов у детей и подростков

Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения, а также приближение большого предмета.

Во второй половине первого года жизни можно говорить собственно о страхе, поскольку он требует определенного когнитивного развития, включая некоторое предвидение уже однажды испытанной опасности. Опасность отделения от объекта (матери) как источника опоры,  в том числе страх одиночества. Страх ребенка в ответ на появление незнакомых лиц.

2-4г. (Младший дошкольный возраст).Наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников), страхи незнакомых взрослых,  неожиданных резких звуков (шума), страхи наказания, страх транспорта, страх животных (волка). Иногда страх высоты или глубины.

5-7л. (Старший дошкольный возраст). Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет.Увеличивается в старшем дошкольном возрасте  страх смерти родителей.  Нередко возникают вопросы вроде: «сколько лет жил твой папа, мама?», «зачем люди живут?», «откуда все взялось?» и заклинания: «не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой» и т. д.

7-11 л. (Младший школьный возраст) боязнь сказочных персонажей, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. Беспокойство и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм и более критичны.

12-16 л. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей, стихийного бедствия: (пожара) и войны. Эти страхи тесно связаны между собой, поскольку несут в себе реальную угрозу смерти родителей. Среднее число всех страхов как у девочек, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом возрасте.

Пугливость, боязливость  в препубертатном  (10-12 лет) и пубертатном (13-16) возрасте является уже очевидным психопатологическим расстройством

К 16-18 годам подросток не должен испытывать подобных страхов.

Наличие страхов в 16 - 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Автор – составитель педагог-психолог Калмыкова С.А.
(Из опыта работы)