Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как эмоционально поддержать ребенка, когда он расстроен

Иногда эмоции детей очень удивляют родителей. Ребенку внезапно становится очень сложно справляться с ситуациями, которые раньше бы не вызвали сильной реакции. Например, когда его папа уехал в командировку, и ребенку стало тяжело прощаться. Или когда по какой-то причине падение в этот раз и в этом месте становится трагедией, несмотря на то, что он не сильно ударился и мог без проблем подняться сам.

Когда дети расстраиваются, иногда родители расстраиваемся в ответ, и вместо того, чтобы помочь им справиться с этим чувством, выдают свою эмоциональную реакцию. Часто, кажется, что когда ребенок расстроен и нуждается в нас больше всего - это те самые моменты, к которым родители не готовы. Это часто моменты, когда родители сами устали, находятся напряжении или грустят. И именно в эти моменты дети нуждаются в родителях больше всего - чтобы они помогли им прожить эти эмоции. Есть такое выражение: «Когда маленьких людей переполняют большие эмоции, работа родителей — поделиться с ними спокойствием, а не присоединиться к их хаосу».

Задача родителей - принимать эмоции детей, и в тоже время учить их, как справляться с этими эмоциями. Обучать ребенка через его чувства, от осознания и переживания этих чувств до их выражения.

Когда дети расстроены, слова родителей могут либо придать им сил, либо сломить. Следующие фразы помогут развить эмоциональный интеллект ребенка и поддержать его:

1. «Грустить и расстраиваться - нормально, и это хорошо когда ты даешь этим эмоциям выход». Первое, что мы хотим рассказать детям об эмоциях - это то, что эмоции - это хорошо, они наши друзья и их необходимо чувствовать и проживать. Что эмоции сами по себе нейтральны, и что нет «хороших» или «плохих» эмоций. А также принимать и признавать то, что они чувствуют.

2. «Я тебя слышу, я рядом, я побуду с тобой». Лучший подарок, который вы можете сделать другому человеку — это побыть с ними вместе в его эмоциях. Прожить с ним эту эмоцию. И это то, что родители должны дать детям. Просто побыть с ними в этом эмоциональном пространстве.

3. Это нормально - чувствовать то, что ты чувствуешь. Иногда необходимо очерчивать четкие границы того, как именно ребенок может выражать свои эмоции. То есть менять нужно не сами эмоции, а то, как он их выражает. «Ты выглядишь очень-очень рассерженным. Злиться - нормально, а вот драться – нет».

4. «То, как ты чувствуешь себя сейчас — временно. Абсолютно нормально чувствовать то, что ты чувствуешь. Это пройдет, и ты скоро будешь снова чувствовать себя лучше». В момент, когда ребенок чувствует (или ведет себя) так, как если бы весь его мир рушился, его эмоции очень сильные и всепоглощающие, и он думает, что больше никогда не будет чувствовать себя лучше. Родителям гораздо сложнее отпустить эмоции, поэтому важно помнить о том, что это временно, и что детские эмоции пройдут.

5. «Давай сделаем перерыв, подышим, присядем, сделаем паузу…». Побыть в эмоции непросто. Почувствовать ее, прожить. Но если мы позволим себе побыть в моменте с нашими эмоциями, нам потом будет легче их отпустить. Проживая эмоции, мы не позволяем им накапливаться внутри до тех пор, пока их не станет так много, что мы не сможем их удержать и в итоге взорвемся.

6. «Ты хороший и добрый». Временно «потерять управление» собой, злиться или быть расстроенным - не плохо. Но иногда когда мы находимся под влиянием эмоций, мы не всегда делаем правильный выбор. Дети могут делать ошибки, но это их поступки, а не то, кто они есть.

7. «Я буду рядом, если тебе понадобится помощь». Подтверждать и признавать эмоции ребенка, необходимо. Но, иногда дети специально преувеличивают свои эмоции, чтобы привлечь внимание. Для родителей это важный «звоночек», что ребенку не хватает вашего присутствия и времени побыть один на один. Но не прямо сейчас, а позже, когда все снова станет спокойно.
Как понять, когда эмоциональная реакция ребенка чрезмерна? Например, когда он отказывается от утешений или объятий и плачет еще сильней. Или когда все ранее работавшие тактики не дают эффекта. Бесконечные утешения и признание эмоций ребенка в таких случаях могут только усугубить ситуацию, или даже привести к истерике и еще более сильному выплеску эмоций. Родители могут признать эмоции ребенка, давая ему шанс самому отрегулировать их: «Я вижу, что ты очень расстроен по этому поводу. Кажется, что то, что я говорю, не помогает. Ты помнишь, что делать, когда ты расстроен, и что поможет тебе успокоиться? Я буду рядом, если тебе потребуется с этим помощь». В таком случае, родитель не оставляет ребенка одного наедине с его эмоциями, а доверяет ему самостоятельно использовать стратегии управления эмоциями.

8. «Давай попробуем еще раз». Иногда всем нужен шанс сделать по - другому. Часто дети знают, что они сделали, что-то неприятное и хотят исправить ситуацию и сделать лучше. Вторая попытка не всегда уместна. Например, если были сильно затронуты чьи-то чувства, и тогда новая попытка будет своего рода обесцениванием и пренебрежением чувствами этого человека.

9. «Что мы можем вынести из этой ситуации? Чему она может нас научить?». Очень важно научить детей тому, что любая проблема, с которой они сталкиваются, несет в себе какое-то знание, урок. И что проблемы, которые порой бывает сложно решить, дают новые возможности.

10. «В следующий раз ты вспомнишь, как поступить». Эта простая фраза доносит до ребенка массу вещей. Она говорит ему, что неудача сегодня - это что-то временное, позволяет сфокусироваться на чем-то позитивном. Эта фраза также помогает детям разобраться в собственных чувствах (сейчас я чувствую себя плохо, но в следующий раз я смогу лучше), почувствовать облегчение и желание в следующий раз попробовать поступить по-другому. И тем самым они получают возможность сами изменить свое поведение.

Автор-составитель Кижакина Ю.В.
Источник: интернет – ресурсы.