Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников с задержкой психического развития. ЧАСТЬ 2: Рекомендации методического характера

1. Любая деятельность начинается с мотива, который определяется потребностью. У детей с ЗПР познавательные интересы, а значит – и потребности познавательного характера не сформированы (особенно на начальных этапах обучения). Как правило, преобладают игровые интересы и игровая мотивация. Такой ребенок приносит в школу игрушки, ищет себе партнера по игре, а учебная деятельность его не привлекает. Дома включить его в учебный процесс еще труднее. Поэтому важно вызвать у ребенка интерес к делу, желание его осуществить. Занятия должны носить занимательный характер, строиться с учетом состояния здоровья ребенка и его настроения. Некоторые дети избегают учебной ситуации, опасаясь, что не справятся с заданием, не смогут в нем разобраться. Такие опасения также снижают желание заниматься, особенно при дистанционной форме обучения. Родителям следует поддерживать ребенка, внушать ему уверенность в успехе, оказывать необходимую помощь.

2. Яркие наглядные и интерактивные материалы стимулируют интерес ученика. Дидактический материал нужно готовить заранее по рекомендации учителя или специалистов. Полезно привлекать ребенка к активной практической деятельности (опытам, экспериментам, дидактическим играм, выполнению проектов и т. п.). Например, первокласснику можно предложить выполнить задание, соревнуясь с его любимой игрушкой (за которую, естественно, действует родитель). Важно показать практическую, жизненную ценность той информации, которую нужно усвоить (например, 3/4 стакана сахара – это сколько?). Когда могут пригодиться знания о дробях? При приготовлении 9 каких-либо блюд. Полезно создавать проблемные ситуации, ставить вопросы проблемного характера, стимулировать активность ребенка на занятии. Таким образом, ребенка нужно не заставлять, а заинтересовывать, т. е. выбирать такие задания, которые будут вызывать у него положительные эмоции, любопытство и интерес. Например, если ученик любит играть с роботами-трансформерами, можно именно про них решать задачи или примеры, сочинять и читать короткие истории и т. д.

 3. Необходимо придерживаться единых требований, не позволять ребенку уклоняться от работы, лениться. Родители должны быть терпеливы, доброжелательны, но достаточно требовательны. Важно отмечать малейшие успехи, учить ребенка преодолевать трудности, при этом создавать максимально спокойную обстановку, поддерживать атмосферу доброжелательности. И, конечно, похвала с поощрением тоже могут быть мощным мотивирующим фактором.

4. У детей с ЗПР не сформирован комплекс умений, связанных с осознанной саморегуляцией познавательной деятельности. Младшие школьники затрудняются в постановке и удержании цели деятельности, не могут планировать свои действия, самостоятельно определять и сохранять способ выполнения задания. Не сформирован и навык самоконтроля: на всех этапах работы ребенок не замечает и не исправляет свои ошибки. Если попросить его повторить задание или дать словесный отчет, т. е. рассказать, какие правила нужно было соблюдать, то он либо ничего не может сказать, либо дает фрагментарный ответ. Это свидетельствует о том, что действовал он недостаточно осмысленно и целенаправленно. Как правило, такой ученик не может адекватно оценивать результат деятельности. Поэтому взрослому, который дома занимается с ребенком, сначала самому нужно разобраться в задании, определить способ его выполнения и только затем познакомить с заданием ребенка. При этом необходимо убедиться, что он понял инструкцию. Сложную (многоступенчатую) инструкцию целесообразно разделить на части, чтобы ребенок выполнял задание поэтапно. Темп подачи материала должен 10 быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

5. Важно определить вместе с ребенком способ и основные этапы выполнения задания. При этом лучше давать ребенку на определенный отрезок времени только одно задание, чтобы он мог его завершить. Следует учить его планировать: что нужно для выполнения работы, что надо делать сначала и что – потом. Можно записывать ход предстоящей работы на отдельных карточках и обозначать последовательность цифрами. С опорой на такие карточки ученик второго или третьего класса способен выполнять работу самостоятельно. При этом взрослый может одновременно с ребенком выполнять то же задание, но при этом допустить преднамеренные ошибки. В таком случае после завершения работы осуществляется взаимопроверка, способствующая совершенствованию у ребенка навыка контроля.

6. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать наглядные опоры: картинки, схемы, образцы, слайды и т. д. Например, можно предложить первокласснику следующее задание: Лунтик (или любой другой интересный ребенку персонаж) собрался поехать в гости к бабушке. Он пришел на станцию и увидел, что локомотив стоит без вагончиков. Машинист сказал, что вагончики нужно прицепить по плану, но он никак не может разобраться. Ребенку предлагается помочь машинисту. Ему показывают схему и задание с правилами: 1) цвет вагончиков должен чередоваться в соответствии со схемой; 2) колеса должны быть такого же цвета, как и вагончики; 3) колес должно быть столько, сколько показано на схеме (у каждого вагончика разное количество колес). Задание подобного рода может быть представлено и в виртуальном формате, в виде компьютерной игры. После выполнения задания обязательно нужно провести беседу. Ребенка спрашивают, нравится ли ему рисунок. Все ли он правильно нарисовал? По каким правилам действовал? Его просят повторить каждое правило и проверить правильность выполнения. Во время динамической паузы можно предложить ребенку по словесной инструкции выполнить серию движений, которые нужно совершить после прослушивания задания, а затем рассказать, что он делал, какие движения выполнял. Нужно учить его анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда. Но обсуждения всегда необходимо завершать на положительной ноте, особенно поощряя ребенка за все виды деятельности, требующие саморегуляции и концентрации внимания. Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы она представляла собой четкую последовательность конкретных видов деятельности, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить в виде четкой, короткой инструкции в форме рисунка или схемы, находящихся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткими (или разделенными на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы ребенок мог удержать их в памяти.

7. Многие трудности в обучении связаны с недостаточным развитием памяти. Из-за этого ребенку трудно понимать и запоминать учебную информацию, ему требуется ее систематическое повторение. В связи с этим необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять пройденный материал для проверки, все ли было понято ребенком правильно, не пропустил ли он чего-то существенного. Как правило, дети с ЗПР хуже запоминают речевую информацию, поэтому для лучшего усвоения учебного материала им требуются зрительные опоры – картинки, слайды и т. п. Длинное стихотворение лучше учить по частям, небольшими порциями. Перед заучиванием важно выяснить, понятно ли ребенку значение новых слов, дать соответствующие пояснения. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером лучше еще раз прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, – дополнительное прослушивание информации способствует ее лучшему запоминанию.

8. Развивать внимание и память ребенка нужно и в повседневной жизни. Например, находясь на кухне, можно спросить у ребенка, что забыли положить в салат или правильно ли накрыли на стол. Перед сном, после чтения сказки, можно попросить его запомнить, на какой странице закончили чтение, чтобы на следующий день продолжить его с этого места. Для развития внимания можно предложить детям разные упражнения, например: выкладывание узора из мозаики и нахождение ошибки в узоре; выкладывание фигур из палочек по образцу; нахождение различий в двух похожих картинках; нахождение двух одинаковых предметов среди множества; срисовывание по клеточкам; нахождение заданной буквы в тексте и т.д.

9. На успешность обучения влияет и уровень речевого развития. У детей с ЗПР ограничен словарный запас, они затрудняются выразить свою мысль и правильно построить предложение. Особые трудности возникают при пересказе, составлении рассказа по картинке. У многих учащихся младших классов нарушено звукопроизношение и недостаточно развито фонематическое восприятие, вследствие чего дети могут путать близкие по звучанию или по артикуляции звуки. Указанные трудности нередко приводят к специфическим проблемам (дисграфии и дислексии). Поэтому важная роль должна отводиться фонематическому анализу, который обеспечивает восприятие звукового состава слова (умение выделять на слух звук в составе слова, определять последовательность звуков), необходимого для овладения чтением и письмом. Конечно, таким детям требуется помощь логопеда, который также при необходимости может работать с ребенком дистанционно, но при активном участии родителей. Задания логопеда должны выполняться систематически – только при этом условии может быть достигнут положительный результат. Важно также постоянно разговаривать с ребенком (во время любого дела, самостоятельного или общего), вести диалог о том, что он видит вокруг, что делает сейчас или сделал до этого. Постоянная речевая практика способствует расширению словарного запаса, усвоению информации об окружающем и социальном мире, побуждает к коммуникации. Родителям важно выдерживать спокойный тон, средний темп речи, выделять интонацией наиболее важное. Полезно строить предложения на одно-два слова длиннее, чем ребенок, задавать ему вопросы, требующие развернутого ответа, и при этом выдержать паузу после вопроса, давая ребенку время подумать над ответом. Можно посоветовать побуждать ребенка вслушиваться в окружающие звуки, определять их происхождение. Мама или папа могут рассказывать короткие занятные истории, а затем просить ребенка их пересказать. Если у него это не получается, можно ему помочь, задавая наводящие вопросы или предложив зарисованную последовательность событий.

10. У ребенка с ЗПР часто недостаточно развита мелкая моторика рук: он неловок в быту, ему трудно застегнуть одежду или обувь, завязать шарф, он плохо рисует и не любит это занятие. Если с таким ребенком не проводились специальные занятия по подготовке к школе, во время школьного обучения возникают проблемы с освоением технического навыка письма. Учителю на уроке недостает времени для такой работы, поэтому родителям важно уделять внимание и этому направлению. Для развития мелкой моторики полезны пальцевая гимнастика и игры с мелким и предметами (сортировка, перекладывание, нанизывание бусинок по образцу). Полезны и все виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация. Могут потребоваться и специальные графические упражнения, для которых подбираются соответствующие рабочие тетради и пособия.

11. Недостаточный уровень развития у детей с ЗПР мыслительной деятельности и речи, восприятия и пространственно-временных представлений приводит к особым трудностям в освоении счетных операций, в решении задач, т. е. к проблемам в освоении образовательной программы по математике. В математике большое значение имеет словесное выражение числовых отношений. Процессы развития мышления и речи тесно взаимосвязаны, поэтому развитие лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важным при решении арифметических задач. Первым условием решения задачи является правильное чтение, а трудности технической стороны чтения мешают пониманию содержания текста задачи. В устном восприятии важно понимание текста задачи, а также способность удерживать его в памяти. Анализируя текст задачи, школьник должен установить зависимость между данными задачи, выделить их логические связи. Поэтому педагогам и родителям следует уделять особое внимание развитию логического мышления ребенка, формированию пространственных представлений, развитию всех видов восприятия. Для развития познавательных способностей первоклассников с ЗПР следует подбирать упражнения и задания, которые позволяют:

  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • различать форму предметов и называть геометрические фигуры;
  • сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
  • в выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • знать дни недели, месяцы года и их последовательность; соотносить их с годовым циклом семейных, школьных и государственных праздников;
  • ориентироваться в понятиях правый–левый, справа–слева; впереди– сзади, вверху–внизу; понимать и правильно употреблять конструкции с предлогами, отражающие пространственные отношения предметов.

Для развития мыслительных операций важно учить ребенка:

  • сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, выделяя существенные признаки;
  • описывать различные свойства окружающих предметов и находить предметы по заданным признакам;
  • разделять предметы на классы (группы) путем выделения в этих предметах существенных признаков;
  • находить противоположные по значению понятия;
  • определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями;
  • строить простейшие умозаключения и доказательства (например: что бывает сначала – появляются лужи или проходит дождь?);
  • понимать логико-грамматические конструкции (например: покажи на картинке, где мамина дочка. А где дочкина мама? Или: Вася выше Пети. Кто выше? Кто ниже?).

Автор-составитель Баженов А.Е.