Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Расстройство аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в шесть месяцев являются:

- Имеющиеся элементы деятельности стереотипны и лишены элементов целенаправленности;

- Частое раскачивание на локтях и коленях;

- Не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;

- Гиперсенситивность к отдельным звукам, у многих – зрительная гиперсенситивность (испуг при включении света);

- Задержка узнавания лица матери, не дифференцирует маму;

- Не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки;

- Не пытается подражать;

- Возможна фиксация взгляда на лице матери (но не «глаза в глаза»);

- «Своих» и «чужих» дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции.

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в двенадцать месяцев являются:

- На собственное имя, часто, не реагирует;

- У части детей – гиперсенситивность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие нарушений слуховой сенсорной системы;

- Глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);

- Мутизм или отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом. «Мама» («папа», «баба»), «дай» редко и без обращения;

- Детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним;

- Не указывают пальцем на интересующий объект;

- Не пытаются разделить свои впечатления, эмоции с другими;

- О витальных потребностях могут сигнализировать, но без обращения.

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в восемнадцать месяцев являются:

- Становятся более выраженными стереотипии: серии прыжков, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кисть;

- У части детей – явное предпочтение использования периферического зрения;

- Контакт «глаза в глаза» малодоступен;

- Эхолалии; слова-штампы, фразы-штампы; запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов;

- В речи отсутствует обращение;

- Речь, жесты, мимика, позы в целях общения не употребляются или употребляются очень мало и не вполне адекватно;

- Иногда воспроизведение стихов, песен без осмысления содержания;

- Игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы – игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т.п.

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в двадцать четыре месяца являются:

- Много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др.;

- Отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях);

- У части детей регресс в речевом развитии вплоть до мутизма. В других случаях – слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко – «нормально» развитая некоммуникативная «взрослая» речь;

- С близкими общение в основном формальное и ограниченное;

- Реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует.