Период «Бури и натиска».
Стенли Холл
Каждый возраст хорош по-своему...
Подростковый возраст самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Из психологического словаря: «Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Для подростков характерна полярность психики:
- Внимательность порой уживается с поразительной чёрствостью.
- Борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Однако подросток не обращает внимания на систематизацию знаний.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Интересы неустойчивы.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально. Но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город («я тоже имею свою личную жизнь»).
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений – это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации.
Внешний вид подростка – еще один источник конфликта.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Причиной является социальная инфантильность.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). К сожалению, подобная «самостоятельность» – еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Например, к музыке.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа – это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечает за потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней подросток будет пытаться утвердиться. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. А вкупе с подростковым максимализмом: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Главное в воспитании подростка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, нельзя оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Главная задача родителей – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
В общении взрослых и детей опираться на принципы:
- Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
- Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
- Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
- Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Родители, принимая решения, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Составитель педагог – психолог Калмыкова С. А.