Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику. Беззаботное дошкольное время сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.
Первый раз в первый класс: дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Ребенку нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Процесс адаптации можно разделить на несколько общепринятых этапов:
Первый этап– ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится 2-3 недели.
Второй этап– неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап– период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. В период адаптации первоклассники могут жаловаться на усталость, общее недомогание, наблюдается плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит. У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Этот период адаптации ребенка к школе называют иногда «школьным стрессом». Кроме того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис, который сопровождается изменениями в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В период возрастного кризиса у ребенка происходят изменения и в характере. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло. Возможно обращение к врачам – специалистам.
Адаптация ребенка к школе — процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации. Эти составляющие связаны между собой.
Социально-психологическая адаптация
Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника. То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) помогут учитель и родители ребенка. Педагог поможет детям познакомиться друг с другом, с учителями, с правилами школы. Родители создадут комфортную обстановку дома. Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. У детей совершенно по – разному проходит социально-психологическая адаптация:
Адаптация 1,5-2 месяца. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. Такие дети обычно легко преодолевают возникающие трудности. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.
Адаптация 3-4 месяца. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
Трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом. Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям дети с СДВГ. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Они могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто такие дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем.
Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца.В первом классе на плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка. Какую бы работу ни выполнял школьник: умственную(выполняя задания), статическую(сидя в неподвижном положении за партой), психологическую (общение в коллективе) - на все это детский организм реагирует напряженной работой. Поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок регулярно менял положение тела, двигался (физкультминутки). Чтобы была частая смена деятельности, ведь время особого внимания 7 летнего ребёнка -10 -12 минут.
Признаки успешной адаптации:
- Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
- Ребенок справляется с учебной программой.
- Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
- Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.