Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Консультация для родителей

В возрасте 3 лет многие дети уже легко могут говорить то, что хотят донести до окружающих. Однако, большинство из малышей говорят не очень четко и не всегда понятно. Встречаются и такие дети, которые к трем годам еще совсем ничего не говорят или произносят не более 20 слов. Не стоит переживать, если к данной категории относится и ваш ребенок.
Занимаясь играми на мелкую моторику, не ждите мгновенного результата. Здесь важна последовательность и обязательность выполнения упражнений каждый день. Занимайтесь постоянно, и тогда результат будет положительным.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика рук представляет собой совокупность разных движений рук, скоординированных между собой и призванных на выполнение определенных задач. Такая координация достигается за счет одновременного функционирования мышечной, нервной, зрительной систем, а также костной. Нередко моторные навыки называют «ловкостью», однако, под это определение подходят не только мелкие движения, от которых зависит выполнение сложной задачи (вязание, плетение, но и примитивные жесты (захват предмета).

Доказано научно, что не менее трети площади коры головного мозга, отвечающей за двигательную проекцию, приходится на кисти рук. Это мощный артикуляционный аппарат, который находится рядом с зоной речи. Отсюда было выдвинуто, а позднее и доказано, предположение, что тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие речи и ее формирование. Поэтому не столь важно в определенном возрасте пытаться обучать ребенка конкретным звукам и словам, сколько заниматься его руками и выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка . Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

3. Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

4. Вырезание ножницами.

5. Аппликации.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

8. Шнуровки

9. Рисование, раскрашивание.

10. Графические упражнения.

11. Штриховка.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Педагог-психолог Перова Мария Сергеевна