Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как помочь ребенку справиться со злостью

Злость – заразное чувство. Люди часто сожалеют о своих вспышках гнева. Многие дети не знают, как правильно выразить злость, что влечет за собой множество психологических проблем. Детей обычно учат тому, что в любой ситуации следует сохранять спокойствие и вести себя благоразумно, но это эмоционально истощает ребенка и сбивает его с толку.

Прежде чем бороться с агрессивностью и вспышками гнева:

  • Научитесь различать злость и агрессиюЗлость редко подразумевает плохие намерения (например, нанесение физических повреждений или порчу имущества). Это следствие фрустрации, которой подвержен ребенок.
  • Не говорите ребенку, что злость – это плохо. Злость - вполне нормальное чувство, и ребенок, испытывающий его, не обязательно имеет эмоциональные проблемы.
  • Не наказывайте ребенка за проявления злости. Поймите, что ребенок, испытывающий злость, нуждается в защите и пытается достичь этого с помощью эмоций. Помогите ему найти лучший способ выразить свои чувства, используйте при этом методы, понятные для ребенка.

Как ребенок может справиться со злостью

Используя следующие стратегии, можно предотвращать вспышки злости у ребенка или лучше справляться с ними:

Стратегия № 1. Чтобы ребенок понял разницу между плохим и хорошим поведением и выработал для себя наиболее эффективную модель, ему нужно указывать не только на то, что он поступает плохо, но и на хорошие поступки. Поэтому важно объяснять ребенку, какое его поведение вам нравится, чтобы он увидел положительный пример. Замечайте и хвалите его незначительные поступки, например, когда он без напоминания вешает куртку в прихожей или помогает накрыть на стол.
Человеку всегда нужно одобрение, и одобрение позитивного поведения ребенка – лучший способ научить его привлекать внимание с помощью хороших поступков, а не с помощью проявления негативных эмоций. Если плохое поведение ребенка не приносит вреда, просто игнорируйте его. При этом не следует игнорировать самого ребенка. Сказав один раз, что он ведет себя плохо, в дальнейшем просто не обращайте внимания на его поведение.

Стратегия № 2. Показывайте ребенку хороший пример. Изначально малыш учится, наблюдая за взрослыми, поэтому подражая их поведению, он понимает, как нужно и не нужно поступать в определенных ситуациях. Это также хороший способ справиться со вспышками негативных эмоций, поскольку (хорошее) подражание их не усиливает.

Стратегия № 3. Убедитесь, что у ребенка есть способы реализовать свою физическую энергию. Детей часто переполняет энергия, которая может быстро перейти во фрустрацию и злость. В таких ситуациях ребенок должен иметь возможность подвигаться или выполнить физические упражнения, в том числе и в школе.

Стратегия № 4. Окружение не должно провоцировать агрессивное поведение ребенка. Если какие-либо занятия побуждают его к этому, замените их на более позитивные. Позаботьтесь о спокойной обстановке для ребенка, не устанавливайте ему слишком много ограничивающих правил.

Стратегия № 5. Используйте прикосновения, чтобы успокоить ребенка. Этот способ часто бывает эффективным (исключение составляют случаи, когда ребенок отличается повышенной чувствительностью). Подойдите к малышу и поинтересуйтесь, что он делает, наблюдайте за его ответной реакцией. Такое ваше поведение эффективно в случаях, когда вы видите, например, что малыш собирается разбить игрушку. Попросите его показать вам игрушку. Если он в это время пытается справиться со сложной задачей, попросите объяснить, что именно ему непонятно. Это поможет справиться с чувством злости, поскольку ребенок не будет чувствовать себя беспомощным.

Стратегия № 6. Если малыш любит прикосновения, выражайте ему свою любовь с помощью объятий – это поможет ребенку справиться с негативными эмоциями.

Стратегия № 7. Используйте юмор. Взрослые часто используют юмор, чтобы смягчить острые ситуации с другими взрослыми, но редко используют его в отношении детей. Но дети хорошо относятся к юмору: в случае истерик это позволяет ребенку сохранить лицо (при этом юмор не следует путать с сарказмом и высмеиванием).

Стратегия № 8. Обратитесь к сочувствию ребенка, объяснив, что его вспышки негативных эмоций причиняют вам боль. Например, вы можете сказать, что вы нормально переносите шум, но сегодня у вас болит голова. Попросите его заняться чем-то более спокойным.

Стратегия № 9. Когда вы выяснили, что вызывает у малыша негативные эмоции, научите ребенка распознавать конкретные раздражители. Так ему будет легче научиться адекватно реагировать в таких ситуациях. Подскажите безопасные способы выразить злость.

Стратегия № 10. В случае необходимости сдерживайте ребенка физически, но не осуждайте его. Иногда дети могут терять контроль настолько, что потребуется ваше физическое вмешательство. Не будьте при этом грубыми и не стыдите ребенка, позвольте ему сохранить лицо в данной ситуации. Постарайтесь объяснить, что вы не наказываете его, а делаете это для того, чтобы он не причинил никому вреда.

Стратегия № 11. Убедитесь в том, что ребенок чувствует себя ценным и способным справиться с обстоятельствами, что у него есть силы и жизненные цели. Это поможет направить свою энергию в конструктивное русло. Научите его оптимистично смотреть в будущее и объясните, что позитивное поведение способствует благоприятному развитию событий.

Стратегия № 12. Установите четкие границы. Это не только поможет сдерживать свое поведение, но и сделает обстановку понятной и даст ощущение безопасности и уверенности.

Стратегия № 13. Помните, что правила следует устанавливать для того, чтобы успокоить ребенка и научить его справляться с эмоциями. Родителям не стоит быть недружелюбным по отношению к малышу и применять физические методы принуждения.

Стратегия № 14. Научите ребенка проговаривать свое чувство злости, используя фразы типа: «Мне не нравится, что ты забрала у меня игрушку», «Я не хочу делиться» и другие.

Практические упражнения

Успокаивающий смерч
На обычном листе бумаге рисует смерч черкающими движениями. Вначале штриховка интенсивная и частая, а в конце она становится редкой и не такой широкой. Верхушка смерча символизирует большое количество энергии, а низ – спад отрицательной энергии и успокоение.  Посоветуйте детям следить за дыханием во время этого рисунка: в начале оно интенсивное, а к концу замедляется. Это упражнение можно делать несколько раз во время сильных переживаний.

Медитация «Морская звезда»
Разведите пальцы на одной руке и поставьте перед собой ладонь вниз. Вытяните указательный палец другой руки и медленно поглаживающим движением проведите им по контуру руки между пальцами от внешней стороны. Этот способ позволит ребенку мгновенно отвлечься и быстрее упокоиться в любой эмоциональной ситуации. 
Эту методику можно использовать в любой волнительной ситуации, чтобы успокоиться.

Совет на каждый день: Когда вы заметите, что кто-то из детей начинает злиться, в это время важно помочь детям определить у себя эмоцию злости и признать ее, прежде чем объяснять детям последствия действий, следующих за эмоцией.

Однако безопасность – прежде всего. Если есть опасность того, что ребенок причинит себе или другим детям вред, сначала обеспечьте безопасные условия, только затем начинайте диалог.

Например:

  • «Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня / отнял игрушку».
  • «Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать за собой, но нам нужно следовать нашему Кодексу группы».
  • «Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди».

Пытайтесь «поймать» злость до того, как она перейдет в разрушительные действия. Обратите внимание детей на его переживания. Детям в этом возрасте сложно заметить ранние признаки злости. Эмоция злости лучшим способом выходит через активную деятельность. Главное, не ассоциировать деятельность с выплеском агрессии: бить подушку, колотить игрушки.

Автор-составитель Баженов Е.А.