Рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников с задержкой психического развития. ЧАСТЬ 1: Рекомендации организационного характера
В настоящее время приобретают особую важность и актуальность вопросы, связанные с организацией обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном формате. Учителя активно осваивают новые информационные технологии и формы образовательной работы с детьми. Правда, уровень методической подготовки педагогов и возможности технического обеспечения далеко не одинаковы.
Если в больших городах, в частности в Москве, многие педагоги уже освоили новые технологии и виртуальные образовательные системы, то в других регионах эта работа только начинается. Правильная организация процесса дистанционного обучения, при которой онлайн-уроки выстраиваются учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, дает ряд преимуществ: учебный материал может быть доступен детям в любое время, причем наряду с усвоением общеобразовательной программы дети приобретают опыт работы на компьютере, учатся сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней. Однако у учащихся начальных классов эти умения и навыки только начинают формироваться, вследствие чего возникает и ряд проблем как у самих детей, так и у их родителей. Основной особенностью дистанционного обучения является акцент на самостоятельную работу, что вызывает наибольшую трудность у младших школьников. Родителям приходится активно включаться в образовательный процесс и учиться помогать ребенку в освоении образовательной программы в новых условиях. Задачи родительской поддержки зависят от содержания и формы дистанционной работы, т. е. от того, учится ли ребенок дистанционно, постоянно общаясь с учителем в онлайн-режиме, или же он преимущественно получает задания, которые предполагают использование компьютера, а учитель, главным образом, осуществляет контроль и оценку выполнения этих заданий. Особые трудности возникают у детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые в силу своеобразия познавательной и речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы, недостаточной сформированности саморегуляции испытывают трудности в освоении образовательной программы. Поэтому родители должны хорошо знать психологические особенности своего ребенка, понимать причины трудностей в обучении, ориентироваться в требованиях школьной программы, осваивать некоторые методические приемы, чтобы эффективно помогать ребенку преодолевать эти трудности.
Рекомендации организационного характера
1.Для младшего школьника очень важны стабильный режим дня и полноценный ночной сон. Для первоклассника желательно организовать еще и дневной сон, особенно если в первой половине дня ребенок учится в онлайнрежиме. Время занятий должно быть закреплено в режиме дня, что дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Уроки и занятия должны быть регулярными.
2. Не следует забывать о регулярном проветривании помещения, в котором занимается ученик.
3. Важно создать комфортную среду, не допускать посторонних шумов, затрудняющих концентрацию на учебном материале (например, не включать во время занятий телевизор).
4. Важнейшее условие – удобное рабочее место. Необходимо достаточное пространство за письменным столом или компьютером. Нужно убрать тетради, учебники, школьные принадлежности, которые не требуются при выполнении конкретного задания.
5. Конечно, важно следить за правильной посадкой и осанкой на протяжении всей работы. Высота сиденья должна соответствовать росту ребенка, а спинка стула или кресла должна располагаться перпендикулярно сидению.
5. Требуется правильное и достаточное освещение. Если ребенок пользуется клавиатурой, то свет на нее должен падать сверху. При этом нежелательно пользоваться люминесцентной лампой. Монитор следует располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.
6. Согласно санитарным нормам и правилам, время непрерывной работы за компьютером для обучающихся с ОВЗ составляет: для учащихся первых– вторых классов – не более 10 минут, для учащихся третьих–четвертых классов – не более 15 минут, для учащихся пятых–шестых классов – не более 30 минут, для учащихся седьмых-одиннадцатых классов – не более 25 минут. Во время занятия формы учебной работы нужно чередовать.
7. Важно оберегать ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности или, наоборот, к заторможенности. Учитывая повышенную утомляемость детей с ЗПР, важно дозировать нагрузки и чередовать виды деятельности. Через каждые 15-20 минут занятий следует обязательно проводить физкультминутки. При этом сначала лучше предложить несколько физических упражнений, традиционных для утренней гимнастики: маршировать на месте, выполнять упражнения для рук, наклоны и повороты туловища и т. п., затем включить активные движения под музыку, а после активной фазы – упражнения для релаксации и нормализации дыхания, которые выполняются в медленном темпе. Можно даже предложить ребенку 5-10 минут полежать.
8. Полезна пальчиковая гимнастика, особенно для первоклассников. Такие упражнения предполагают, что ребенок создает различные образы с помощью кистей и пальцев рук, сопровождая свои движения стихами. Все родители помнят: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немного отдохнем и опять писать начнем». Множество подобных упражнений можно найти в различных пособиях и в Интернете. Достаточно заучить 4-5 упражнений и в дальнейшем чередовать их.
9. Также полезна гимнастика для профилактики чрезмерной зрительной нагрузки. Можно предложить ребенку встать у окна, сосредоточить взор на каком-либо удаленном объекте, посчитать до 4-6, затем перевести взгляд на точку, нарисованную на оконном стекле, и сосредоточиться на ней на соответствующий счет. Можно выполнить и другое упражнение: поморгать, 7 считая до 5, а затем зажмурить глаза и также посчитать до 5. Каждое упражнение следует повторять 5-6 раз.
10. Возможны и другие виды активности. Можно предложить ребенку пропылесосить ковер, полить цветы или покормить домашнего питомца. Такой перерыв не должен быть более 10-15 минут, чтоб ребенок не потерял «рабочий настрой». Кстати, на время проведения занятий домашних животных лучше держать в другом помещении, чтобы они не отвлекали детей.
11. Следует заранее определить, кто будет заниматься с ребенком, помогать ему выполнять задания учителя, логопеда, дефектолога, психолога и контролировать его работу. Лучше, чтобы этим постоянно занимался один и тот же человек. В ходе выполнения задания ему желательно находиться рядом и при необходимости помогать ребенку. Однако ни в коем случае нельзя выполнять задание за ребенка, даже если он испытывает определенные трудности. Лучше еще раз разобрать с ним материал, после чего вновь предоставить возможность выполнить работу самостоятельно.
12. Безусловно, необходимо работать в контакте со специалистами образовательной организации. Наилучших результатов можно достичь, совмещая онлайн-занятия с педагогами и самостоятельное закрепление нового материала. Полезно вместе с педагогами составлять план уроков и занятий на неделю вперед.
13. Во время выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом с ребенком, чтобы не давать ему отвлекаться.
14. Если ребенок с ЗПР участвует в коллективном онлайн-уроке, он может не успевать выполнять задания вместе со всеми. В таком случае требуется воспроизвести урок в записи. Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Необходимо помнить, что утомление накапливается даже несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому не следует надеяться на сохранение им работоспособности до позднего вечера. Нельзя и сдерживать физическую подвижность ребенка – это противопоказано по состоянию его нервной системы, поэтому полезны 8 ежедневные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия. А самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения – не отпускать ребенка с рабочего места до тех пор, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.
Автор-составитель Баженов Е.А.