Самооценка подростка
Подростковый возраст является сложным не только для самих ребят. Страдают и родители – они не понимают, как наладить контакт со своим ребенком, вступающим в кризисный период «бури и натиска». Меняется физиология, а, самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Поведение подростков становится своеобразным индикатором семейных неурядиц. Наиболее распространенной психологической проблемой подростков является неадекватная самооценка.
Причинами формирования нарушенной самооценки у подростков является противоречивое семейное воспитание или его отсутствие, вплоть до эмоционального пренебрежения. Все это мешает подростку обрести достаточную уверенность в своих силах. Проявления низкой самооценки бывают разными и зависят от роли, которую подростки играют в своих семьях. Психологи выделяют четыре группы возможных ролевых позиций, типичных для современных подростков.
- «Герой семьи»: на людях он всеми силами стремится показать себя с лучшей стороны. У него присутствует постоянное стремление нравиться и заслуживать одобрение других, особенно в родной семье. Однако внутри себя подросток – «герой» отличается крайне низкой оценкой собственных возможностей, низкой самооценкой. Особенно заметной становится потаенная боль подростка в ситуации случайной неудачи, когда он или она сделали внезапную ошибку, опоздали куда-то, разочаровали своего друга или допустили резкую грубость. Повстречайтесь с таким подростком в неудачный для него день, и вы заметите глубоко спрятавшееся чувство неполноценности. Такие «подростки-герои» уверены в себе условно, как бы говоря: «Я хорош, если...».
- «Козлы отпущения»: внешне проявляют свою неадекватную самооценку деструктивным поведением. Часто это наблюдается в форме сопротивления авторитетам, вызывающего поведения и неконтролируемой вспыльчивости. «Козлы отпущения» готовы оскорбить, обидеть других людей, но это не проходит бесследно - в их собственной душе нарастают конфликты и недовольство.
- «Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения неадекватности, когда сравнивают себя с другими. Они действительно потеряны и одиноки в мире, который они не понимают, а часто даже боятся. Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: такие подростки застенчивы и замкнуты. Подобно «герою», «потерянные дети» могут быть очень талантливыми и творческими, но не умеют радоваться своим успехам вместе с другими.
- «Фамильный талисман» постоянно стремится привлечь к себе внимание любым подходящим и неподходящим способом. Подобная психологическая установка отражается на физическом здоровье. Такие подростки склонны преувеличивать свои болезненные ощущения, чтобы уйти от ответственности. «Я страдаю, помогите»— вот его или ее способ самовыражения. Как и в случае с «козлами отпущения», такое поведение вызывает негативную реакцию со стороны близких взрослых, принося вместо облегчения лишь усугубление неадекватности.
Влияние родителей на самооценку подростка
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Психологи исследовали степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате сделали вывод, что общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.
- Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
- Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
Составитель: Психолог Гусева Е.П.
По материалом сайтов: http://vashpsixolog.ru и http://psyparents.ru