Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

Ценитель или циник…

«Откройте ваши руки, чтобы изменить,
но не отпустить свои ценности»

Далай-лама

 Жизненные ценности человека – фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Жизненные ценности не возникают за один день, они формируются с самого детства и состоят из всего того, что случилось в жизни человека. Огромную роль в этом процессе играют: родители, семейные традиции учителя, книги, фильмы, художественные предпочтения, люди, с которыми общаемся, общество, в котором живем и множество других факторов. Жизненные ценности предполагают духовную основу.

Ценитель - знаток, человек, который умеет ценить.

Ценить - признавать то или иное значение, ценность чего-нибудь (кого-нибудь).  

Отличительная черта большинства  современных подростков -  несформированнось духовных жизненных ценностей и отношения к ним как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще.
На занятиях  с подростками я часто задаю вопросы о личных жизненных ценностях: «Что вам особенно дорого, ценно и важно в жизни?» (Имеется в  виду всё: родители,  хобби, интересы, природа, нужные предметы, подарки, чувства: любовь, понимание….)
Школьникам 13 -15 лет - все без исключения отметили такие очень важные для них вещи: планшет, телефон, красивая одежда, поездки за границу, ценные дорогие подарки, походы в кафе... Спорт, животных, учебу для себя отметили единицы. Театр, кино, как искусство – не отметил ни один подросток.  Не встретились упоминания о природе. Почему то все забыли про здоровье, как важную жизненную ценность.
К сожалению, приходится констатировать, что в приоритете у наших детей потребительские ценности. Были и такие школьники, которые не упомянули  даже о родителях.  После уточняющих вопросов о семье – лишь кривоватая улыбка и взгляд «в никуда»…. Осознанное игнорирование ценности под названием «родители». Откровенный цинизм.   

Читаем в словаре:
«Цини́зм или цини́чность - откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности». Цинизм может также выражаться в форме иронии и сарказма.    Цинизм тесно связан с грубостью, хамством, бестактностью, намеренным принижением  кого-либо или чего-либо…  Циник  - циничный человек.
Чаще всего цинизм начинает появляться в подростковом возрасте и проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять). Вместе с тем может скрывать повышенную чувствительность, уязвимость.

Что и каким образом влияет на формирование у подростков цинизма, но не истинных жизненных ценностей?

1.Общество. Нравственные ценности и ориентации в современном обществе  претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.) Также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. Подростки не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями. Постоянно растут  потребности, а возможности их удовлетворения неравные.

2.Семья. Меняются не в лучшую сторону семейные традиции, с которых дети могли бы брать пример. Влияние родителей уже ограничено, ими не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. В большинстве семей мать и отец — оба работают и мало бывают дома. Общение подрастающих школьников с родителями  (часто только с мамой)  в основном ограничено контролем и взаимными упрёками…  Взрослыми применяются  некорректные приёмы воспитания(демагогия, оскорбление, унижение, морализаторство и т.п.). Цинизм рождается в ситуации, в которой подросток не доверяет родителям и скептически относится к тому, что они говорят. 

3. СМИ — весь тот сумбур, который они преподносят в огромных количествах. Телевизор и компьютер фактически, стали самой привычной нянькой для наших детей.Они готовы нажать кнопку и  ждать новых  развлечений.И ничего не надо делать в ответ. Отвечать не надо. И даже думать не надо. Будет не скучно. В результате - отсутствие фантазии  и внутренняя душевная пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. У подростков закрепляется стремление полагаться на что- то в целях получения удовольствия.

4. Резкое снижение творческой активности. Причина всё та же – занятость родителей, нехватка денег. Утеря у детей  способности  и желания чем-то занять себя. Общение со сверстниками  становится всё более  поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание».

5. Возрастные особенности. Подростковый возраст – время бурного  физического развития. Именно в этот период времени ребенок испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие  мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Мир реальной жизни оказывается для него закрытым. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности, отсутствия наполненности жизни.  В таком перенасыщенном мире ребёнок как – будто «нигде». Борясь с собственным одиночеством, подросток начинает искать себе подобных. Таким образом, формируется молодёжная субкультура, имеющая  преимущественно развлекательную направленность. Это приводит к «отравлению свободой», при котором  часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Подростки пытаются вырваться из замкнутого круга опустошительных чувств, стараясь заполнить эту пустоту чем-то таким, что дает "быстрое" изменение душевного состояния, и часто сосредоточиваются на изменении самого поведения, а не на его причинах.  Это может привести к наркозависимости, которая быстро «обеспечит удовольствие» и «избавит от неприятных переживаний и состояний»  но искусственно, химическим способом. Пристрастие поглощает личность целиком, заменяет ему всё - друзей, реальные эмоции, занимает все мысли, время, силы, энергию до такой степени, что он уже не может заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом.
Цинизм, зависимости, агрессия, суицидальные мысли - это всё – следствия одной, но очень значимой причины – не сформированы духовные жизненные ценности.

Как быть?

В школе: привлекать подростков к участию во внеклассной работе. Корганизации и проведению различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера, где подростки смогут удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе.

В социальной сфере: дать возможность подросткам зарабатывать на жизнь (в ЖЭУ по благоустройству города, района; санитарами, нянями и т.д.); вовлечать в деятельность общественных организаций, волонтёрство.

В семье: Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Важно быть примером для своих детей - не учить  словесно, как они должны поступать, а самим быть живым примером, моделью поведения. Очень полезен здоровый смех, юмор (не сарказм).
Родители, дети нуждаются  в вас, именно вы являетесь агентами социализации, ведь вы имеете обширную систему ценностей, которые дают вашей жизни наполненность. Вы действительно важны, ценны, необходимы своим подрастающим детям. Найдите время для общения с детьми.  Если возникают трудности  во взаимоотношениях, можно обратиться к психологам,чтоб найти приемлемую форму общения.
Развивая и  удовлетворяя собственные духовные ценности, человек, имеет более четкое представление о себе, собственных возможностях, социальных ролях и способностях, выбирает более эффективные формы разрешения сложных жизненных ситуаций и  проблем. Не будет потребности ничем одурманивать себя, поскольку жизнь сама по себе насыщена и интересна.

Автор: педагог – психолог Калмыкова С.А.
(Из опыта работы с подростками)