Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

 

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

АУТСАЙДЕР

АУТСАЙДЕР
                                                

 
АУТСАЙДЕР – в переводе с английского «посторонний» – это человек, отвергнутый обществом, коллективом в котором он работает, родными и друзьями, и, как следствие – обреченный на постоянные неудачи в построении отношений.


Фотобанк ЛориВ соответствии с данными статистики, аутсайдеров в любом случайно взятом коллективе столько же, сколько и общительных, успешных людей. Возникает вопрос – почему одним достаются лавры победителей, почет, уважение и внимание, а другие во время очередного собрания ждут секунду, когда все закончится, и можно будет уединиться на своем рабочем месте? Если  ты сегодня лидер, это не означает, что в другом коллективе  завтра вы не получите «почётное звание»  «аутсайдер». Почему так получается?
Практика показывает, что аутсайдерство характерно для любого коллектива. От такой ситуации страдает не только сам аутсайдер, но и его родители. Узнав, что их ребёнок становится изгоем, они не перестают спрашивать себя: что же делать? Что же может привести к аутсайдерству? В роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Для подростка этого достаточно, чтобы отвергнуть сверстника или  сделать его предметом насмешек. Опишем детальнее:
Отставание в учёбе от сверстников. Часто у неуспевающих учеников есть проблемы с их внутренним миром. Они чувствуют, что отличаются от других: то что другие схватывают на лету, им даётся  с большим трудом, поэтому они считают себя глупыми и ленивыми. Они начинают чувствовать себя изгоями и своим поведением лишь укрепляют своё звание аутсайдера, автоматически становятся козлом отпущения или клоуном всего класса. В этой ситуации родители смогут помочь, если усиленно начнут заниматься с ребёнком, развивать его сильные стороны. Если есть необходимость –нанять репетитора. Главное –не упускать время, не пускать всё на самотёк!
Физические недостатки.   Разница в физическом развитии особенно заметна в детском саду и в начальных классах особенно опасна. Возможно, физически он не слишком развит как остальные. Слишком низкий, или слишком полный… Эти недостатки плюс связанные с ними комплексы,  легко могут сделать вашего ребёнка аутсайдером. Если ребёнок слишком мал или недостаточно развит для своего возраста, лучше отправить его в школу через год. Так он может догнать сверстников и избежать проблем в коллективе. Чтобы благотворно повлиять на физическое развитие ребёнка, нужно заниматься с ним каким либо видом спорта, например гимнастикой.
Необычная внешность. Некоторые дети могут чем – то  отличаться от других, например у кого –то ярко - рыжие волосы, у кого –то курносый нос.  Могут быть скобы, очки… Если ребёнок жалуется на то, что его дразнят, вам нужно серьёзно поговорить с ним. Дайте ему понять, что вы небезразличны к его проблемам, объясните ему, что у каждого человека есть свои особенности и это нормально. Расскажите ему, что многие взрослые носят очки и скобы.  Сходите вместе в магазин, купите очки, которые нравятся не родителям, а ребёнку. А шутникам можно ответить: «Да, я плохо вижу, зато у меня самые крутые очки». Это собъёт с толку обидчика. И он вряд ли вернётся к этой теме. Одежда вашего ребёнка  должна соответствовать общим требованиям. Ребёнок должен всегда  выглядеть опрятным.
Воспитание.
Часто ребёнку «помогают стать аутсайдерами » родители. А точнее  их ошибки в воспитании. Родители могут быть слишком строгими и ограничивать его, либо слишком оберегать их и изнеживать. Эдакий «маменькин сынок».  Ещё вариант: ребёнком никто не занимается, и  он предоставлен сам себе, и его понятие свободы подменяется анархией.
Необходимость аутсайдера
С первых дней существования школьного класса детское сообщество  избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т. п. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить долгие последующие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли. Человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». В большинстве же случаев не  так важно как ты выглядишь, или во что одет. Всегда найдётся человек, над которым будут издеваться или публично унижать. Такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Это объясняется необходимостью почувствовать себя сильнее и значимее путём унижения других, более слабых. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт.
Если из дюжины классов разных школ по результатам социометрии отобрать аутсайдров и сформировать из них новый класс, то можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров.
Подлинной причиной выступает наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус.
Последствия для ребенка
Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы поведения  (компенсации). Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент «клиентуры» школьных психологов, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи.
Подходя к решению этой проблемы, психолог обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно. Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Поэтому следующим этапом является коррекция. За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной. И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.
Взрослым следует учесть. Разъяснять одноклассникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, - занятие практически бесполезное. У них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»
Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов - дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса.

 

Составитель педагог –психолог Калмыкова С. А.