Мой ребенок левша. Что делать?
Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании, перемещении предметов, рисовании и письме. Иногда предпочтение той или иной руки проявляется очень рано в первые месяцы после рождения, но может быть и так, что ведущая рука проявит себя и позже. Ведущими является не только рука, но и глаз, ухо, нога. Это связано с симметричным строением человека, его латеральностью.
Движение правой стороны тела (руки, ноги, глаза, уха) координируется левым полушарием мозга, движение левой – правым. Причина этого – перекрестное строение нервных путей моторных и сенсорных нервов. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично, но в своих функциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.
Считается, что доминантным является то полушарие, которое управляет речью – выражением и пониманием мыслей, вербальным (речевым), рациональным мышлением. Сегодня такая позиция пересматривается. Все больше и больше придают значение эмоцинальной жизни человека и оба полушария рассматриваются как дополняющие и отчасти перекрывающие друг друга, хотя все-таки левому полушарию, управляющему вербальным интеллектом, придают большее значение.
Леворукость в настоящее время широко распространена. От 15% до 20 % всех людей – левши. Согласно современным представлениям причины леворукости могут быть разные. Леворукость может передаваться по наследству, но может наступить и спонтанно в раннем детстве. Есть данные о том, что причиной леворукости могут быть влияния на плод во время беременности или во время родов.
Еще недавно считалось, что леворукий ребенок – это проблема и давались настоятельные рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время доказано, что леворукость явление нормальное и от переучивания следует отказаться, так как это может привести к серьезным нарушениям в развитии.
Поэтому если Ваш ребенок – левша, отнеситесь к этому спокойно: Ваш ребенок не требует никакого особого подхода. При занятиях живописью, рисовании, письме, рукоделии у левшей не возникает никаких особых проблем в обучении по сравнению с праворукими детьми. Они могут быть такими же ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, могут испытывать проблемы в обучении письму, как это происходит и у всех других детей.
Однако есть некоторые рекомендации при обучении письму, которые нужно соблюдать.
- Следите за тем, как ребенок держит карандаш или ручку между указательным, большим и средним пальцами, когда он пишет. Левый край руки при письме должен лежать на листе.
- Многие левши пишут с позицией руки «дугой». Раньше это считалось неправильной постановкой руки и ее пытались исправлять. В настоящее время большинство специалистов придерживается мнения, что такая постановка руки может определяться психофизиологически, локализацией движения у речевого центра. Поэтому такая постановка руки допускается.
- Следите за тем, чтобы тетрадь Вашего ребенка была наклонена так, чтобы правый угол был направлен в сторону тела.
Существуют и общие рекомендации при воспитании и развитии маленьких левшей.
- Постарайтесь установить как можно раньше, какую руку предпочитает Ваш ребенок, и после этого поддерживайте его в том, чтобы пользоваться этой рукой, как ведущей.
- Если Вы заметите, что ребенок напряжен во время занятий, то дайте ему возможность делать небольшие паузы и упражнения на расслабление руки.
- Следите за правильной осанкой ребенка: его левое плечо должно немного выдаваться вперед.
- Помните, что характер движения леворукого ребенка при письме отличается от праворукого. Последний как бы «тянет» письмо за собой, его движения тянущие, в то время, как левша «толкает», его движения толкающие. Этот иной характер движения для левши естественный.
- Предупредите учителя о том, что Ваш ребенок левша и определите стратегию взаимодействия – не переучивать ребенка.
- Найдите для ребенка подходящее и удобное место.
Если у Вас вызывает сомнение, какую руку предпочитает Ваш ребенок, тогда следует обратиться к специалисту нашего Центра, чтобы провести необходимую диагностику и получить рекомендации.
Составитель: психолог Гусева Е.П.
По материалам сайтаhttp://psyparents.ru