Внимание, выпускник!
Ваш ребенок завершает обучение в начальной школе и готовится к переходу на следующую ступень получения образования. Перед родителями, педагогами и самим учеником встает целый ряд задач, среди которых и определение профиля последующего обучения.
Данная задача является настолько же сложной, насколько и стратегически значимой. Определить способности ребенка, его склонности и интересы означает проанализировать многогранную структуру личности, которая в этом возрасте находится в стадии активного формирования, и значит, как никогда подвержена изменениям.
Однако можно осуществить предварительную оценку и прогноз. Но и в этом случае подход необходим комплексный: стоит учесть результаты бесед с ребенком о его интересах и предметных предпочтениях, кроме того мнение педагогов, а также результаты собственной экспертизы, осуществить которую возможно с помощью предлагаемой методики определения способностей ребенка.
Как известно, ребенка привлекает в первую очередь то, что у него успешно получается. С помощью данной методики можно определить интересы и склонности детей младшего школьного возраста. Если то, о чем говорится в вопросе, ребенку очень нравится и он в этой деятельности успешен, в соответствующей клетке ставится ++; просто нравится и успешность относительна, ставьте + и не нравится -.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
Обработка результатов: подсчитайте количество + и - по вертикали. Плюс и минус взаимно сокращаются. Сумма баллов по вертикали характеризует интересы и склонности ребенка к деятельности в определенной сфере:
1 – техника и математика;
2 – гуманитарная деятельность;
3 – художественная деятельность;
4 – физическая культура и спорт;
5 – интересы общения (коммуникативные интересы);
6 – явления природы;
7 – домашний труд.
Максимальный интерес и склонности там, где наибольшее количество плюсов.
Предлагаемые вопросы
Нравиться ли ребенку:
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
- Петь, музицировать.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Выполнять различные задания, поручения взрослых вместе со сверстниками (в паре, в группе).
- Слушать рассказы о природе.
- Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Играть с техническим конструктором.
- Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
- Рисовать самостоятельно.
- Играть в подвижные игры.
- Играть вместе с другими детьми.
- Ходить в парк, на природу, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Слушать или читать книги о книге,
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку.
- Разговаривать с новыми людьми.
- Иметь дома рыбок, птиц, животных.
- Убирать за собой, наводить порядок в своей комнате, на своем рабочем месте.
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и т.д.
- Знакомиться с историей, посещать музеи.
- Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Играть вместе со сверстниками на улице и дома.
- Ухаживать за домашними животными.
- Помогать делать уборку в квартире.
- Самостоятельно заниматься математикой, точными измерениями и наукой.
- Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей, организовывать игры-драматизации.
- Заниматься спортом, посещать спортивные секции и кружки.
- Оказывать помощь другим людям.
- Ухаживать за растениями (выращивать, поливать и т.д.)
- Помогать или самостоятельно шить, вышивать.
Составитель: педагог-психолог Ковалева А.С.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/