Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Ходить в школу с радостью

– Такое возможно?
– Да.
– Но почему тогда у многих первоклассников блеск в глазах, взволнованность на второй-третьей  неделе пребывания в школе куда-то исчезают?
– Не повезло с учителем?
– Нет. Родителям педагог нравится, да и ребенок не жалуется на него.
– Что тогда произошло? Разберёмся.

Причин потери интереса ребенка к школе много. Одни ситуативные (не поладил с товарищами, сделали несправедливое замечание, не выспался и тому подобное), другие – более серьезные, грозящие превратить обучение в начальной школе в тему постоянных конфликтов в семье. К таким серьезным причинам относится психологическая неготовность ребенка к УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Быть готовым к учебной деятельности, это совсем другое, чем быть готовым к школе. Школа – социальный институт со своими правилами, требованиями, формой, наличием необходимых атрибутов. К этому быть готовым  не так уж и сложно. Расскажут, покажут, купят, соберут, отведут и заберут, накормят. Здесь ребенок чувствует себя ведомым, как и в дошкольном возрасте. Но за тебя родители не смогут знать, думать, придумывать, писать, рисовать, говорить, при этом в общем темпе для всех детей в классе. Все это необходимо уметь делать самому.

Немного теории. Учебная деятельность (согласно Д.Б. Эльконину) –   это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. В ходе учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач, у него формируется теоретическое мышление. Учебная деятельность определяется учебно-познавательными мотивами, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Ребенок делает открытия для себя, он изменяет себя через учебную деятельность. Он научается учиться.

Чтобы это с ним происходило, чтобы стремление познавать не угасло, как и  блеск в глазах к моменту овладения учебной деятельностью, он должен уметь ИГРАТЬ! Да-да, это не опечатка. Чтобы успешно осваивать теорию, важно быть успешным игроком. Почему? Теоретическое мышление требует развитого воображения. Игра – школа воображения! Важно, чтобы ребенок к 7 годам мог перевоплощаться в различных героев, придумывать сюжет, разыгрывать его один или с товарищами, придумывать правила для новой игры, создавать различные условные ситуации (как будто), сочинять тексты, играть в игры по правилам других (взрослых в частности). Вдумчивый родитель не станет гнаться за ранним обучением ребенка чтению и счету (задача учителя специальными методиками научить ребенка его данным умениям в школе), а будет участвовать в играх своего ребенка и сам предлагать ему игры. Игра приносит радость, ее результат – переживание независимости от наличной ситуации, переживание себя волшебником, который меняет мир реальных предметов. Ребенок становится способным переосмыслять различные ситуации, чувствует себя свободнее в мире предметов и людей. Научным языком такое воображение ребенка называют внеситуативным. Этот уровень воображения позволяет ребенку легко принять от учителя учебную задачу, которая абстрактна по своему содержанию. Например, число 2 (как и любое другое число) относится к предметам различного класса. Это только число, знак. Оно «оторвано» от предметного содержания, поэтому им можно «вертеть» по правилу, который задаст учитель. Это только Буратино задачу на яблоки решал конкретно, реально. За это и был наказан Мальвиной. Буква – это письменное обозначение звука. Поэтому слово «змейка» длиннее слова «змея», хотя в реальности змея длиннее змейки.

Игра – это серьезно! Именно из игры «вырастает» учебная деятельность (согласно исследованию доктора психологических наук Г.Г. Кравцова), между ними существует генетическая преемственность. «Мостик» соединяющий игровую и учебную деятельность – игра с правилами. Игровое правило заменяется учебной задачей. Игровая деятельность при поступлении ребенка в школу не исчезает и не умаляется, но, напротив, обретает свое закономерное место в жизни детей школьного возраста. Прирастая мышлением, воображение ребенка переходит в творческую деятельность, «вспыхивает» креативность (творческость), желание создать что-то непохожее,  особенное.

Отсюда вытекает пожелание психолога родителям:

Не противопоставляйте игру и учебную деятельность, не ущемляйте детскую игру, считая ее баловством, ибо она поможет ребенку овладеть первыми научными понятиями, сформировать у него теоретическое мышление, поможет с радостью учиться.

Автор: к. психол.н. Н.В. Носкова

Индивидуальные бесплатные консультации для родителей и психологов образовательных учреждений по пятницам с 10 до 13 часов на базе центра. Предварительная запись по телефону 36-30-48.