Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

 

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Причины повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста

 

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них).

        Если ваш ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности.

Ребенок, которого мы называем тревожным, как правило, обладает большинством из следующиххарактеристик:

      

       -  любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

       - во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен;

       - скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

       - у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

       - плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

       - не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

       - старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Когда родители смотрят на своего замечательного, любимого и способного ребенка, который изматывает себя и близких вечным беспокойством о чем-нибудь, для чего, казалось бы, вовсе нет причин, то часто испытывают досаду и задаются вопросом: "Ну почему он такой тревожный?" Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли получится.

Основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности являются:

Наследственностьу тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования ("Ты должен учиться только на пятерки"), то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

Тревожность может возникать, еслиза короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.

Таким образом, уважаемые родители в общении с тревожным ребенком, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте ребёнка с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Автор составитель: педагог-психолог  Новиковская Е.А.