Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Причины развития заикания у младших школьников

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.  Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы. Основными причинами появления заикания являются нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию.
Предрасполагающие причины, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:

  • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
  • Гипоксию плода.
  • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
  • Недоношенность разной степени.
  • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.

Внешнее негативное воздействие, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:

  • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
  • Травмы – ушибы головного мозгасотрясения.
  • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
  • Инфекции дыхательных путей, отиты.
  • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
  • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
  • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
  • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
  • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.
clip image004Если обеспечено комплексное и своевременное лечение, логоневроз у детей полностью устраним. Непосредственно с самим ребенком могут работать следующие специалисты: логопед (работает собственно над нарушениями речи), невролог (обязательно должен наблюдать малыша, по необходимости он назначает курс успокоительных средств), психолог или психотерапевт (обучает ребенка справляться с стрессом, помогает снизить тревожность).
Как помочь своему ребенку
Обращаться к специалистам, конечно, необходимо. Но Вы сами тоже можете существенно оказать помощь своему чаду. Есть ряд народных методов, которые вполне доступны для домашнего применения.

  • Ванны. В домашних условиях Вы вполне можете обеспечить ребенку вечернюю расслабляющую ванну. Для этого можно просто приобрести в аптеке хвойный экстракт или успокоительный сбор. Курс таких ванн обычно составляет 12-14 дней, затем надо делать перерыв. Для расслабляющей ванны вполне можно использовать ароматические масла, обладающие успокоительным эффектом (лаванда, сосна, мята, и.т.д.). Вода не должна быть слишком горячей, иначе она будет наоборот возбуждать ребенка.
  • Расслабляющие массажи нетрудно научиться делать самому, это доступно и просто.
  • Методы мышечной и дыхательной релаксации будут полезны и Вам самим, стрессов сейчас хватает. А если Вы освоите эти техники – Вам не составит труда заниматься ими вместе с малышом.
  • Успокоительные сборы можно купить в аптеке, а можно приготовить и самостоятельно. Ребенку можно просто полоскать горлышко отваром руты пахучей или душицы обыкновенной. Но не забывайте, что все-таки это лекарственные травы, обязательно согласовывайте свои действия с врачом.
  • На детей существенно влияют цвет и звук. Ближе к вечеру старайтесь создавать приглушенное освещение, дизайн спальни ребенка не должен быть слишком ярким и кричащим. Можете вместе с ребенком прослушивать приятную инструментальную музыку в сочетании со звуками природы, даже можно попросить ребенка нарисовать картинку на эту тему. Готовьте ребенка к переходу в режим сна заранее, за 2 часа до сна прекращайте шумные игры, займитесь чтением сказок.

Автор-составитель: Педагог-психолог Новиковская Е.А.