Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться в школе
Дети, мотивированные на учебу – настоящая мечта каждого родителя. Работать с детской мотивацией на первых порах сложно: многие прислушиваются к советам психолога, кто-то использует метод проб и ошибок. К сожалению, даже в этих условиях, практика показывает, что количество малышей, у которых нет желания учиться в школе, постоянно растет.
Почему так происходит?
Ребенок забывает о том, что ему что-то задали на дом. На рабочем столе не поддерживается порядок. Во время занятий он отвлекается на посторонние вещи. Количество плохих оценок начинает расти, и у него вообще пропадает желание ходить в школу.
Однозначного ответа на вопрос, почему же дети не хотят учиться даже с начальных классов, пока нет. Дело в том, что каждый из них индивидуален, и у него могут быть свои причины. Однако, существуют действенные способы. Применяя их регулярно, можно добиться от ребенка желания получать новые знания.
Ниже мы приведем несколько наиболее популярных причин, согласно которым, дети не хотят учиться:
- Ребенок еще слишком мал. Сегодня популярно отдавать малыша в школу с 6 лет. До этого в детском саду его записывают на развивающие курсы. Но у такого первоклашки еще нет навыков высиживать спокойно положенное количество времени и удерживать внимание.
- Учителя. Нельзя винить учителя во всем. Но иногда взаимодействие происходит так, что получая плохую оценку, ребенок ощущает себя подавленным и “плохим”. Чтобы этого избежать, перед первым классом родителям стоит поговорить с малышом.Постараться развеять всего его страхи об учебе. В конце концов, школа, это в первую очередь – получение знаний, а не только хорошие оценки.
- Давление на ребенка. Оно может исходить и от близкого окружения и от учителей. Отец и мать ставят ученику завышенную планку. Отправляют его не просто в школу, а сразу же на несколько курсов. Берут дополнительные уроки. Родители редко учитывают мнение своих детей. Боясь не оправдать ожиданий, возложенных на него, малыш может замкнуться и совершенно потерять желание что-либо делать дальше.
- Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
- Конфликты с учениками.Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе
- Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
- Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
- Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
- Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?
Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.
Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то – на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.
Эмоции. Один из типов мотивации – эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.
Какие бывают виды мотивации
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные – расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие – раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние – поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?
- Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
- Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
- Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
- Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
- Множество дополнительных секций и кружков. Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно. У него просто не будет времени отдохнуть.
Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.
Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.
Если награды, то – маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.
Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка – вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.
Автор-составитель Баженов Е.А.