Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Особенности привязанности социальных сирот

Бывает так, что потенциальные  папы и мамы, решая принять ребёнка под опеку или усыновляя, представляют будущее своей семьи, равняясь на этакую «Эталонную» семью, которая изображается в рекламных роликах и на фотографиях в глянцевых журналах — мама, папа и двое очаровательных детей. Очень здорово, красиво! Но так в жизни встречается не столь уж часто даже в семьях с кровными детьми.   

Дети, поступившие в детские дома по  причине  отказа от них родителей или лишения последних родительских прав, отличаются от детей, растущих в семьях по физическому и психическому развитию.  Детство таких малышей было очень сложное и травматичное.  От своих кровных непутёвых родителей вместо заботы и ласки они  часто получали унижение и жестокость. Улица их «подбирала» и  «дарила» самые плохие привычки. Далее, попадая в детский дом эти  дети сталкиваются с большим количеством людей, где контакты со взрослыми и со сверстниками однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям, просьбам, контролю. Вся  внутренняя энергия ребят уходит на борьбу с тревогой, страхами, на поиски эмоционального тепла, а  так же на приспособление (любым способом) к новому образу жизни вне кровной семьи. Результат: у большинства воспитанников формируются поверхностные чувства, незаинтересованность в социальных отношениях, не формируются устойчивые эмоциональные связи  (привязанность) к сверстникам и к взрослым.
Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.
Потребность в привязанности – врожденная. Для детей глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми  - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на хороший уход…
Родители в замещающих семьях могут столкнутьсяс трудностями, связанными со  следующими нарушениями привязанности.

1.Амбивалентная привязанность - такие дети часто демонстрируют два типа реакций: "привязанность-отвержение". Ребёнок  то ластится, то грубит и избегает. Просится на руки, однако, оказавшись на руках, начинает сопротивляться и вырываться, добиваясь, чтобы их спустили с рук. Такие детки одновременно требуют к себе внимания и отторгают его, переходя на агрессию, гнев или пассивное отчуждение. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Амбивалентные дети нуждаются во взрослом, но не идут на контакт. Одновременно нуждаются и конфликтуют.
2. Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь (даже не осознавая того) раздражать их.
3.Тревожная привязанность - такие дети боязливы, плаксивы, побаиваются чужих людей, с трудом устанавливают контакт, тяжело привыкают к новому образу жизни. Они часто усиливают выражение своей тревоги, страха и гнева, чтобы получить гарантированное /предсказуемое/ утешение от взрослого. У них преобладает апатичный или сниженный фон настроения. Но у таких деток неплохая перспектива в дальнейшем вновь  создать привязанность.   
3.Избегающаяпривязанность -это устойчивое нежелание ребёнка вступать в контакт с окружающими. Ребёнок сторонится взрослых, на попытки погладить отталкивает руку, не смотрит в глаза, не включается в игру, угрюм, замкнут, хотя может любить животных. Однако ребёнок обращает внимание на взрослого, как бы незаметно поглядывая на него.  Основной мотив - "никому нельзя доверять".  Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.                                
4.«Размытая» привязанность. Детико всем «прыгают» на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути, представляет собой попытку добрать качество за счёт количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.Ещё такое  поведение называют «прилипчивым», оно характерно для детей отказных с рождения.
5. Дезорганизованная привязанность. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности. Про таких иногда говорят: «Выжженная душа». Эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Для таких деток важен, прежде всего, внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.
6.Поверхностная привязанность. Эти дети обладают навыками, как привязать к себе человека, но не используют это для создания глубоких отношений. Такой ребенок научился привязываться группой.   
Необходимо понимать замещающим родителям:
-Что нарушение привязанности «в чистом» виде встречается не часто.  
-Что дети, пережившие годы без любви и защиты, чтобы выжить, должны были научиться манипулировать людьми, вызывать жалость, вымогать привилегии.
-Что всё же, большинство детей  ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.
Что для ребенка гораздо ВАЖНЕЕ, чтобы о нем не просто заботились на чисто физиологическом уровне, но чтобы ИМЕННО ЛЮБИЛИ. 
–Что очень важен ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Задача приемных родителей, с одной стороны, все время удерживать доброжелательный контакт, а с другой стороны, не позволять спекулировать на этой доброжелательности. Быть с  ребёнком честным, демонстрировать свои  эмоции, но не манипулировать: "Ой, я обиделась"…    
- Что надо всегда раскрывать ситуацию с точки зрения интересов ребенка, начинать разговор с фразы: "Я понимаю, тебе обидно. Я, наверное, тоже обиделся бы, если бы не знал, что…" А дальше попытаться обратиться к лучшим чувствам ребенка, к его доброте, его сочувствию, его объективности. И, поразительно, как быстро эти чувства начинают развиваться.
-Что в семьях, где нет тайны усыновления, где ребенок открыто признается приемным (при этом любимым, близким, дорогим), гораздо более спокойная атмосфера, и взаимоотношения складываются лучше.
-Что фразу «Твоя мать не может сейчас взять к себе» необходимо изменить на положительное высказывание: «Твоя мать смогла дать тебе жизнь».
- Что ребенок не должен быть благодарен приёмным родителям.Они никакой благодарности не испытывают,скорее наоборот. По-настоящему благодарны приемным родителям (уже во взрослом возрасте, конечно) бывают те дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, не упрекали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый жизненный опыт.
-Что родители, должны максимально использовать кружковую работу, труд в мастерских и по самообслуживанию, работу на участках, с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. 
-Чтов случае с приемным ребенком одной любви недостаточно. Помощь и поддержка профессионалов – не просто «услуга» для семьи, это залог успешного детства, а значит, и всего будущего приемного ребенка. Стремление «присвоить» ребенка является одной из главных причин неудач и даже трагедий приемных семей. Полюбить приемного ребенка так же сильно и безусловно, как родного – это замечательная цель. Но за ним прячется осознанное или нет желание приемных родителей «присвоить» ребенка, дать ему другую фамилию, имя, стереть из его памяти прошлое, прервать все связи с кровной семьей. Ребенок без опыта, без других привязанностей, без воспоминаний кажется очень удобным для признания «совсем родным». Убедив себя, что ребенок «совсем как родной», родители становятся менее терпимыми к тому, в чем ребенок не похож на них, к тому, что он не оправдывает их ожидания. При этом они все равно помнят, что он не родной, а «как» родной, и ведут себя себя неуверенно, тревожно. Когда он становится подростком, родители оказываются беспомощны перед его кризисом идентичности, боятся его отделения от семьи. Они отрицают право ребенка на знание своих корней, на интерес к своему происхождению, воспринимая эти попытки как предательство, неблагодарность, в результате отношения с подростком портятся.
-Что спокойствие  и доброжелательность взрослых - залог скорого избавления  ребенка от агрессии и истерии. 
В семьях, где помнят и учитывают эти «простые – сложные»  истины, у приёмных детей постепенно, шаг за шагом формируется гармоничная, а значит надежная и безопасная привязанность. Дети с надежным типом привязанности отличаются уверенностью в себе, независимостью, открытостью опыту, обладают простроенными личностными границами, легко идут на контакт.  А, значит,  ребенок в новой семье ощущает себя сильнее, счастливее, благополучнее. 

Автор – составитель Калмыкова С.А. (По материалам интернет сети).