Профилактика эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Появление ребенка с РАС в семье, в большинстве случаев, изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. Все члены семьи находятся в состоянии стресса и не проходящей тревожности.
На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Все эти факторы приводят, как минимум, к формированию эмоционального выгорания.
Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья такого ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе.
Причины возникновения эмоционального выгорания родителей в семьях, где есть дети с РАС:
- Тяжелый эмоциональный климат в семье.
- Неудовлетворенность собственной жизнью.
- Раздельное проживание родителей, развод, гражданский брак.
- Конфликтность родителей в требованиях к ребенку.
- Дисфункциональность семьи.
- Социальная, психологическая, личностная нестабильность.
- Низкий социально-экономический уровень жизни.
- Непринятия ребенка и его болезни, скрытое или явное эмоциональное отвержение его родителями.
- Гиперопека, сверхконтроль родителей за действиями, мыслями и чувствами ребенка
- Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям детей и тп.
И возникает главный и резонный вопрос, как помочь себе и как не допустить эмоционального выгорания.
Для того чтобы предотвратить в семье кризисные моменты и снизить риск возникновения эмоционального выгорания родителей, необходимо заниматься профилактикой данных состояний. В этом могут помочь некоторые способы, которые рассмотрим ниже.
1. «Спасительная молитва».
Предлагаю каждому из вас создать «спасительную молитву» – помогающие и поддерживающие слова, с которыми родители могут обращаться к себе в минуты стресса, гнева, усталости.
Например, помогающая мантра для родителей: Делая дыхательную гимнастику в течение 10 минут ванной или, например, сидя на скамейке на детской площадке, повторяйте себе помогающие слова: «Делая вдох, я принимаю. Делая выдох, я забываю» Сделайте это упражнение, закрыв глаза и удобно расположиться на стульях и закрыть глаза.
2. Делегирование обязанностей: умение планировать время и дела, совмещать какие-то из них, распределять семейные дела между всеми членами семьи, включая детей.
Рассмотрим распределение семейных дел в виде данной таблицы:
ЧТО ИЗ ДОМАШНИХ ДЕЛ Я МОГУ ПЕРЕПОРУЧИТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ?
Список дел |
Выполню сам(а) |
Поручу кому? |
Что мне может помешать поручить это дело? Как я устраню помеху? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. ТЕХНИКА «УЛИТКА» ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОЧЕНЬ УСТАЛА
Знакомо ли вам такое ощущение, что дел – огромное количество. Вы вечно спешите и все равно не успеваете. Вы давно уже перестали ощущать удовольствие от процесса, а та радость, которую приносит завершение какого-то дела, быстро уходит под давлением других невыполненных дел.
Но вот проблема: несмотря на активные действия, нет ни удовлетворения от сделанного, ни значимых результатов, которые действительно порадовали бы.
Если это про вас или иногда про вас, попробуйте изменить ситуацию, используя данную технику. Станьте улиткой на один день!
Принципы эффективного замедления:
1. Наденьте красивую, чистую одежду, лучше всего платье или юбку. Причешитесь. Посмотрите на себя в зеркало и заметьте, что вы выглядите хорошо!
2. Делайте все нарочито медленнее, чем обычно:
- Говорите, как можно меньше. Старайтесь делать это медленно, следите за своей интонацией.
- Ходите без спешки. Медленно и плавно двигайтесь.
- Медленно ешьте. Уделите время еде, выключите компьютер, телевизор. Уберите планшет, книгу, журналы – все, что отвлекает.
- Занимайтесь в один момент времени одним делом.
3. Начните замечать то, что происходит здесь и сейчас.
У вас будет много сопротивления внутри и много «НО». А вы просто РАЗРЕШИТЕ себе попробовать. В суете и спешке мы теряем самое важное – счастье. Подарите себе один день счастья, став "Улиткой"!
4. МЕТОД ТАБУРЕТКИ
В чем особенность табуретки? В том, что, когда она опирается на 4 ножки – она стоит устойчиво, и может выдержать приличный груз. Когда ножки не 4, а 3 – ее устойчивость хуже, но еще вполне терпима. Когда ножки 2 – на ней можно посидеть недолгое время, но это требует физических усилий и быстро утомляет. Ну, а когда ножка 1 – высидеть совсем сложно, почти нереально – непонятно, кто кого держит – табуретка Вас или вы табуретку. Этот образ помогает увидеть и прочувствовать, что происходит с нами, когда мы перестаем опираться на 4 составляющие источника нашей жизненной энергии:
- Физические ресурсы
- Эмоциональные ресурсы
- Интеллектуальные ресурсы
- Духовные ресурсы
И соответственно распределяем свои усилия в 4 направлениях энергозатрат. Если мы все время расходуем 1-2 вида ресурсов, мы гораздо быстрее устаем и испытываем напряжение и стресс. Если же следим за планомерным распределением ресурсов и планомерным их пополнением, то можем работать долго, эффективно и с освежающим эффектом. Поэтому отдых в виде «полежать на диване» может и не привести к желаемому восстановлению сил и душевному равновесию после трех дней, проведенных дома с болеющим и капризничающим ребенком. А вот требующая физических усилий уборка в ванной комнате вполне поможет после «выматывающего» разговора по телефону. Еще лучше, если после этого произойдет пополнение эмоциональных ресурсов благодаря творческому выплеску – Вы дорисуете начатую картину или сочините стихотворение к дню рождения коллеги, или…
Автор материала: Кижакина Ю., 12.10.2023