Алгоритм диагностических исследований детей с признаками РАС
Диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС представляет собой поэтапную систему вмешательства специалистов различного уровня.
Предположим, чтоимеется группа детей, у которых предполагаются расстройства аутистического спектра. Безусловно, часть детей может со временем самостоятельно компенсироваться и им не потребуется серьезных реабилитационных мероприятий, а часть детей будет требовать повышенного внимания.
Именно для этой части детей, необходимо вмешательство следующих специалистов: психоневролога (невролога); педиатра; психиатра; психолога; учителя – логопеда; учителя -дефектолога. Динамическое наблюдение за ребенком из группы риска по развитию РАС должно включать не только своевременный динамический осмотр пациента, но и при необходимости видео фиксацию патологических состояний как в семье, так и в медицинских и образовательных организациях для более детальной оценки.
Таким образом можно сформировать диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС.Особенность, на которую следует обратить внимание для каждой возрастной категории будет своя.
Так, в три месяца для полного анализа данных необходимы подробный анамнез от родителей ребенка. На что стоит обратить внимание:
- зрительное сосредоточение отсутствует;
- темповая задержка моторного развития (неуверенно держит голову);
- расщеплённый захват большим и указательным пальцами, нередко волос матери с кручением их двумя первыми пальцами, напоминающим «сучение пряжи»;
- не может ухватить игрушку;
- если вложить игрушку в руку, целенаправленных манипуляций не осуществляет;
- не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;
- нет гуления;
- задержка узнавания лица матери, не дифференцирует мать;
- не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки;
- не пытается подражать;
- часто раскачивается на локтях и коленях.
Для 12 месяцев характерными проявлениями являются:
- нарушение понимания обращенной речи, не выполнение простых инструкций;
- походка «деревянная», порывистая, некоординированная;
- задержка развития мелкой моторики;
- на собственное имя нет реакции;
- фиксирует взгляд на объектах со спокойной, монотонной динамикой: текущая вода, сыплющийся песок и т.п.;
- глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);
- настойчивый поиск определённых зрительных ощущений;
- детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним;
- не указывают пальцем на интересующий объект;
- не пытаются разделить свои впечатления, эмоции с другими;
- отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом.
Для 18 месяцев характерно:
- речевое развитие искажено и нарушено в разной степени: мутизм; отдельные слова, слабо соотносимые с предметом; эхолалии;
- понимание обращённой речи отстаёт от возрастной нормы;
- в речи отсутствует обращение;
- Отмечаются серии прыжков, совершение повторных машущих движений пальцами или всей кистью;
- двигательные стереотипии носят вычурный характер;
- более высокий уровень ловкости в привычной обстановке, чем в непривычной;
- слова-штампы, фразы-штампы;
- запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов;
- стремление к постоянству в окружающем;
- не развито двигательное подражание;
- запаздывание формирования бытовых навыков, навыков самообслуживания и опрятности.
В 24 месяца стоит обратить внимание на следующие проявления:
- много повторяющихся манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку;
- увеличение доли эхолалий, аграмматизмов;
- дети не узнают на фотографиях близких и себя;
- нет совместного внимания (трудно привлечь внимание к определённому объекту, сам к интересующим его объектам привлечь внимание других не стремится);
- в части случаев приостановка или регресс в развитии навыков опрятности, бытовых навыков;
- стремление к самостоятельности отсутствует или ослаблено и (или) искажено.
Безусловно, данный алгоритм может быть дополнен рядом особенностей. Так как, кроме общих и похожих проявлений, имеются и крайне отличительные черты.