Типичные трудности и ошибки начинающих психологов
Типичные трудности и ошибки начинающих психологов:
§ Ожидание психологом особо радушного приема со стороны педагогического коллектива
§ Отсутствие представлений о том, с чего начинать работу
§ Обиды в связи с отсутствием обращений потенциальных клиентов
§ Боязнь не справиться с индивидуальным консультированием
§ Отсутствие концепции профессиональной деятельности
§ Неумение правильно отнестись к неадекватным ожиданиям со стороны коллег к себе как к профессионалу
§ Неумение адекватно воспринимать сомнения педагогов или родителей в компетентности психолога как специалиста
§ Противопоставление своей позиции профессиональной позиции педагога, менторство психолога
§ Незнание своих прав и неумение противостоять нарушению администрацией профессиональных прав психолога
§ Ссылки педагогов на психолога с целью оказания воздействия на учеников или родителей
§ Избыточное внимание, уделяемое психологом диагностической работе в ущерб другим направлениям профессиональной деятельности: просветительскому, профилактическому, коррекционному или консультивному.
Важно:
- Выработать общую позицию по принципиальным вопросам с администрацией с момента устройства на работу.
- Оперативно доводить полученную информацию до сведения тех, кто способен сыграть позитивную роль в решении проблемы.
- Предлагать конкретные меры, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.
- Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса может проводиться лишь в исключительных случаях.
- Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, то есть такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях.
- Коррекционные и тренинговые занятия не должны быть: перенасыщены упражнениями; излишне театрализованы, психолог не должен быть излишне авторитарным в группе. Психолог должен уметь работать с содержательными паузами на занятии: при наличии слишком длинных пауз – теряется динамика игры, а при отсутствии пауз - у группы складывается представление о практической психологии только как о развлечении.