Материалы
Выявление признаков расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста
Расстройство аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в шесть месяцев являются:
- Имеющиеся элементы деятельности стереотипны и лишены элементов целенаправленности;
- Частое раскачивание на локтях и коленях;
- Не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;
- Гиперсенситивность к отдельным звукам, у многих – зрительная гиперсенситивность (испуг при включении света);
- Задержка узнавания лица матери, не дифференцирует маму;
- Не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки;
- Не пытается подражать;
- Возможна фиксация взгляда на лице матери (но не «глаза в глаза»);
- «Своих» и «чужих» дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции.
Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в двенадцать месяцев являются:
- На собственное имя, часто, не реагирует;
- У части детей – гиперсенситивность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие нарушений слуховой сенсорной системы;
- Глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);
- Мутизм или отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом. «Мама» («папа», «баба»), «дай» редко и без обращения;
- Детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним;
- Не указывают пальцем на интересующий объект;
- Не пытаются разделить свои впечатления, эмоции с другими;
- О витальных потребностях могут сигнализировать, но без обращения.
Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в восемнадцать месяцев являются:
- Становятся более выраженными стереотипии: серии прыжков, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кисть;
- У части детей – явное предпочтение использования периферического зрения;
- Контакт «глаза в глаза» малодоступен;
- Эхолалии; слова-штампы, фразы-штампы; запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов;
- В речи отсутствует обращение;
- Речь, жесты, мимика, позы в целях общения не употребляются или употребляются очень мало и не вполне адекватно;
- Иногда воспроизведение стихов, песен без осмысления содержания;
- Игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы – игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т.п.
Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении расстройств аутистического спектра в двадцать четыре месяца являются:
- Много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др.;
- Отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях);
- У части детей регресс в речевом развитии вплоть до мутизма. В других случаях – слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко – «нормально» развитая некоммуникативная «взрослая» речь;
- С близкими общение в основном формальное и ограниченное;
- Реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует.