Адаптация ребенка к школе: что это такое?
Адаптация ребенка к школе – это перестройка организма ребенка на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм ребенка должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация.
Физиологическая адаптацияребенка к школе проходит в несколько этапов.
Первый этап – «физиологическая буря» или «острая адаптация» – длится 2-3 недели. Это ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Для профилактики школьных неврозов, утомляемости, различных заболеваний следует принимать витамины и препараты, назначенные только врачом.
Для того, чтобы физиологическая адаптация первоклассника протекала как можно легче следует соблюдать режим дня. Укладывать ребенка спать не позже 21 часов, сон семилетнего ребенка должен длиться не менее 11 часов. После занятий в школе обязательно необходимо делать перерыв, если есть возможность – устроить ребенку дневной сон. Домашние задания выполнять предпочтительно в промежуток между 16:00 и 18:00 часами, когда умственная активность ребенка находится на пике. В первые месяцы учебы в школе желательно ребенка не перегружать дополнительными занятиями – кружками, секциями, занятиями в судии и т.д. Свободное время лучше посвятить прогулкам и играм на свежем воздухе. Кроме того, особое внимание следует уделить осанке и зрению первоклассника. Помните, что расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой – спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения – грамоты и математических представлений. В процессе школьного обучения главное – научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
- Желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
- Способность принять учебную задачу: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
- Уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
- Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
По степени адаптированностидетей можно условно разделить на три группы.
Первая группадетей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группадетей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа– дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.
При малейших признаках изменения поведения и состояния ребенка в негативную сторону, вам следует обратиться к психологу школы, либо консультанту нашего Центра.
Составитель – педагог-психолог Гусева Е.П.
По материалам сайта http://adalin.mospsy.ru