Детские истерики. Что делать родителю?
Исходя из опыта работы педагогом-психологом, можно сделать вывод, что детская истерика – страшный сон любого родителя. Это и неудивительно. Когда ребенок кричит, топает ногами, размахивает руками, бросается на пол и т.п., большинство мам и пап теряются, не знают что делать, переживают ужасный стыд, если вдруг это случилось на людях, срываются на вопящего ребенка, а потом нещадно себя за это ругают.
Что же нужно знать родителям о детских истериках?
Первое и самое основное. Истерика – это совершенно нормальное явление для детей младшего и дошкольного возраста. Основной ее причиной является эмоциональная незрелость ребенка, вследствие которой он не способен справляться со своими эмоциями и чувствами так, как это делают взрослые люди. Пока не способен, но это временное явление.
Второе. Скорость прохождения детьми этого «истеричного» этапа зависит не только от особенностей их нервной системы. Но еще и от того, как именно мы, взрослые, сопровождаем своих детей во время истерик. Мы можем помочь ребенку научиться справляться со своими эмоциями. И каждый раз, делая это, мы помогаем ему преодолеть этот этап.
Третье. Истерика ребенка означает, что сейчас он переживает стресс. Внешние проявления истерики, вгоняющие родителей в ступор, на самом деле имеют и позитивный характер, так как способствуют освобождению ребенка от стресса. Но, только если мы, взрослые, не мешаем этому процессу. Не прерываем грубыми фразами. Если мы даем возможность своему ребенку выплакаться, и поддерживаем его при этом. Д. МакНамара, автор книги «Отдых, игра, рост: создание осмысленности дошкольников» пишет: «Плач – это не боль, а процесс, позволяющий ребенку расти целым и невредимым».
Четвертое. Ошибка думать, что детская истерика – это просто способ манипулировать взрослыми и добиваться желаемого. Даже если истерика возникает после вашего «нет» в ответ на требование ребенка что-то купить, она выражает его отношение к Вашему решению, его разочарование им и печаль по этому поводу. Уважайте его чувства, как бы малозначительной бы не казалась вам причина, сопереживайте им, но стойте на своем. Так Вы поможете своему ребенку понять, что существуют границы приемлемого и что не все желания могут и должны осуществляться сразу же.
Пятое. Часто причиной детских истерик является физический дискомфорт и эмоциональное перевозбуждение. Уберите эти факторы. Подумайте, не был ли ребенок голоден, не устал ли он, не перегрелся ли, не заболел ли он? Если с этим все хорошо, задумайтесь об эмоциональной нагрузке вашего ребенка, «по плечу» ли она ему? Слишком много впечатлений, шум, гам, мультфильмы и компьютерные игры, множество развивающих занятий – все это, накапливаясь, истощает психические ресурсы ребенка. Введите четкий и простой режим дня, избегайте, по возможности, магазинов и шумных улиц, тщательно готовьте его к любым изменениям в его жизни.
Шестое. Как бы родители ни старались, истерики у ребенка все равно могут случаться. И это абсолютно не свидетельствует о вашей родительской несостоятельности.
Как же действовать, когда ребенок уже в процессе истерики?
Первое. Сохраняйте спокойствие. Это очень непросто в подобной ситуации, особенно если вокруг люди. Но это необходимо. Применяйте какие-то техники для расслабления, дышите, делайте что угодно, но не заводитесь в ответ. Не срывайтесь на крик, и уж тем более не бейте, не шлепайте, не трясите ребенка. Подобное поведение совсем не способствует окончанию истерики. Скорее наоборот, эмоциональный фон только увеличится, и ребенок, который и так не может разобраться с тем, что с ним сейчас происходит, получит новую дозу эмоций.
Если истерика происходит в публичном месте, постарайтесь не обращать внимания на реакции окружающих – задача родителя не понравиться им всем, а помочь своему ребенку. А в случае не прошеных советов или упреков, не стесняйтесь вежливо, но твердо говорить о своей позиции.
Второе. Не оставляйте истерящего ребенка одного, не делайте вид что уходите, не угрожайте отдать чужому дяде или милиционеру, как это часто бывает. Такая реакция родителя лишь посеет в нем страх, но уж никак не поможет ему успокоиться. Напротив, пользуясь любой ситуацией, демонстрируйте ребенку, что вы можете выдерживать любые его эмоции и проявления, что любите его невзирая ни на что – уверенность в этом является необходимой основой для его психологического здоровья, эмоционального в том числе.
Третье. Присядьте на корточки, ласково посмотрите в глаза, обнимите, если получится. Возьмите за руку (или на руки) и выйдите (вынесите его) на свежий воздух или хотя бы в другое помещение. Не рассказывайте о правилах поведения, не взывайте к голосу разума, это все равно непродуктивно и ребенок в этом состоянии просто не услышит родителя.
Четвертое. Когда истерика начнет затихать, можно начинать говорить. Присоединитесь к переживаниям ребенка, покажите ему, что уважаете и понимаете его чувства, облеките их в слова. Называние чувств само по себе очень полезно, ведь способствует пониманию ребенком собственных эмоций, а значит и развитию его эмоциональной регуляции. «Ты расстроена, что я не могу купить эту куклу? Я понимаю, как это печально. Я видела, что она очень тебе понравилась. Она очень красивая. Мне очень жаль, но сейчас у нас нет на нее денег».
Пятое. Когда ребенок совсем успокоится, обсудите с ним ситуацию. Расскажите о своих чувствах, о том, как вам было неприятно и стыдно. Но, ни в коем случае не вините его. Отделяйте ребенка от его поведения. С детьми помладше хорошо это делать в шутливой, игровой форме.
Если истерика случилась по поводу не купленной игрушки, договоритесь с ребенком о каком-то «Дне подарков», в который вы будете что-то в рамках своих финансовых возможностей покупать своему ребенку. Заходя в другие дни в магазин, напоминайте, что сегодня можно только посмотреть, потрогать и подумать как об одном из вариантов желаемого подарка, но не купить.
С детьми постарше можно вместе подумать о приемлемом способе решения возникшей проблемы. Спросите ребенка: это большая проблема, средняя или маленькая? Иногда такой вопрос, заданный при появлении первых предвестников, сам по себе становится профилактикой взрыва эмоций, и истерика просто не наступает. Обязательно дождитесь ответа ребенка, а потом вместе поищите способы решения проблемы. Даже если проблема объявлена как большая, и невозможно её решить просто и быстро, можно хотя бы придумать приблизительный план и приступить к его выполнению.
Шестое. Завершите неприятный инцидент неким ритуалом примирения: рукопожатием, объятием, поцелуем. Пусть ребенок поймет, что ситуация исчерпана, он ни перед кем не виноват, и вы его по-прежнему любите.
Автор-составитель: Педагог-психолог Кижакина Ю.В.
Источник: интернет – ресурсы.