Рекомендации родителям, воспитывающих детей с дисграфией и дислексией
Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Первые ее признакиможно элементарно «проморгать», и тогда ребенку в школе будет очень тяжело.
Что должно насторожить родителя в устной и письменной речи учеников:
- неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
- особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Если оставить проблему нерешенной, то ребенок найдет свое собственное решение, которое не всегда будет являться правильным. Существуют сотни типов компенсирующего поведения, которые дислектик может придумать для выхода из состояния спутанности: предельная концентрация при чтении; произношение каждой буквы каждого слова при чтении; зазубривание; уклонение от учебы; зависимость от других.
Все эти решения могут не очень хорошо сказаться на здоровье ребенка. Так, при предельной концентрации у него может сильно разболеться голова, усилится состояние спутанности; зазубривание исключает понимание, а значит, ставит под вопрос эффективность обучения.
Рекомендации
1. Первое – это, конечно, посетить специалиста, для точности определения нарушения. И уже потом, совместно со специалистам, разрабатывать и искать пути коррекции проблем. Вы можете обратиться к специалистам в ГППЦ «Потеницал».
2. Помните! Письмо – сложный вид деятельности, состоящий из разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные. А также важно определять последовательность звуков в слове, соблюдать элементарные орфографические и грамматические правила. Детям тяжело соединить все эти операции в одну. По отдельности ребенок еще может их выполнить, но затрудняется выполнить эти операции одновременно. А тем более тяжело соединить их воедино, если хотя бы одним из этапов ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.
3. Запомните! Никогда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – если ребенок не владеет анализом речевого потока или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами Вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.
4. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
5. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
6. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
7. Диктанты надо писать! Только по-особому.
Чрезвычайно медленно! Текст прочитывается целиком. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
8. Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны.
Автор-составитель – Баженов Е.А.